Папство

Папство – ключевой институт католицизма, организация, обладающая признаками государственного аппарат со своими министерствами и ведомствами (конгрегациями). Для обозначения этого института и всего католицизма протестанты употребляют термин папизм, который носит уничижительный характер. Институты папства-папизма исстари располагались в таком территориально-политическом образовании как государство Ватикан, бывшим до 1870 года целой Папской областью (итал. Stato Pontifico, Stato della Chiesa).

 

Папство в первой половине XIII века

В истории папской экспансии против Руси XIII век занимает особое место. Эпизодические попытки представителей папской церкви обосноваться на русских землях сменяются широкой полосой сплошного наступления. Борьба становится открытой, принимает острые формы. Цели папской курии все теснее сплетаются с интересами феодальных захватчиков, которым политика папства служит и опорой и орудием.

Борьба папства за влияние на Руси, как и прежде, маскируется лозунгом религиозного «обращения», «соединения церквей», «унии». «Русское» направление папской экспансии становится еще теснее связанным с борьбой за религиозно-политическую гегемонию над Востоком, над Византией...

Папство V—VI веков

Особенное положение среди византийских областей занимал Рим, где все больше и больше укреплялась власть римского епископа — папы *. Этому возвышению пап способствовали материальные богатства римской церкви, «варварские» нашествия и падение империи на западе, слабая власть экзарха.

Чтобы оправдать претензии римских епископов на руководство церковью, римское духовенство выдумало легенду, согласно которой первым епископом Рима был якобы апостол Петр, который создал здесь церковную организацию; поэтому папы стали называть себя наместниками апостола Петра. Римский епископ был признан единственным патриархом Запада, в то время как на Востоке имелось четыре патриаршества. Уже папа Лев I (440—461) провозгласил, что ему должны подчиняться все остальные епископы...

Папство от Григория VII до Иннокентия III

Знаменитый Гильдебранд занял папский престол в 1073 году под именем Григория VII  в то время, когда его предшественник Александр II  потребовал от императора Генриха III прибытия в Рим на суд собора. Этот государь был оговорен саксонцами, возмущенными им как еретиком и повинным в симонии. Так как император не явился, папа отлучил его от церкви, освободил его подданных от присяги на верность и заставил их избрать государем Рудольфа, герцога Швабского. Авторитет этого папы над христианскими государями превзошел все, что было видано при его предшественниках...

Папство в XVII—XVIII веках

Уже к середине XVII века роль папства сильно упала. Как ни активно действовали агенты папской курии во время Тридцатилетней войны, интересы и даже мнение папства при заключении Вестфальского мира учтены не были, что явилось жестоким ударом по престижу римской курии в Европе.

Иннокентий Х сделал бессильный жест, опубликовав 20 ноября 1648 г. буллу, в которой он осуждал заключенный мирный договор, объявляя его «недействительным, неправедным, греховным, ничтожным, лишенным силы и последствий навсегда». Но времена, когда такие выступления папы могли оказывать какое-либо воздействие, миновали...

Папство и католическая церковь

Врагом политического объединения Италии, как и прежде, являлось папство. Папские владения разрезали Италию на две части, а сами папы, стремившиеся лишь к политическому господству и росту своего богатства, ни в какой степени не желали считаться с коренными интересами итальянского народа. Наиболее видным представителем папской теократии после Григория VII был Иннокентий III. Он настойчиво добивался признания за папством первенствующей роли не только в церковных, но и в светских делах, заявляя, что папская власть подобна солнцу, а императорская — луне, которая светит лишь отраженным солнечным светом. Иннокентий III писал, что папы «поставлены господом над народами и царствами, чтобы вырывать, разрушать, созидать и насаждать...»..

Папство: возникновение

В результате превращения христианства в господствующую религию и в Восточной, и в Западной Римской империи сложилась сильная и централизованная церковная организация во главе с епископами, управлявшими отдельными церковными округами (епархиями). К середине V века образовалось пять центров христианской церкви, или пять патриархий, епископы которых получили титулы патриархов, — в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Дальнейшая история христианской церкви в Византии и на Западе развивалась по-разному, в соответствии с особенностями развития в них феодализма.

Папство (ВИ, 1958)

Являясь опорой феодального строя, папство пользовалось в XVI веке поддержкой многих европейских государств. Оно всё ещё распоряжалось весьма значительными средствами, собираемыми с католиков, но не обладало уже прежней мощью. В условиях складывания в Европе абсолютистских государств, в обстановке широкого распространения Реформации папство, несмотря на все свои усилия, было вынуждено окончательно отказаться от свойственных ему в XII—XIII веках притязаний на установление своего господства во всём феодальном мире.

Папство (КПС, 1988)

ПАПСТВО (от лат. papa, греч. pappas - отец, наставник, воспитатель) - институт высших руководителей католической церкви. Возник в результате создания централизованной церковной организации и возрастающего влияния римских епископов. Папа избирается коллегией кардиналов (конклавом). В руках Папства сосредоточивается абсолютная власть над католической церковью и светская власть в городе-государстве Ватикан. Развиваясь в условиях феодальной раздробленности в Западной Европе, Папство стремилось выступать в качестве носителя общеевропейского единства, претендуя на первенство по отношению к светской власти. Папство неизменно осуществляло политику жестокого подавления протеста угнетенных масс, преследования инакомыслящих, прочно связало свою судьбу с эксплуататорскими классами. Объявляя такие движения протеста ересями, Папство вело борьбу против них средствами специально созданной инквизиции...

Папизм

ПАПИЗМ (PAPISME). Второе название католицизма, поскольку католицизм признает авторитет и непогрешимость папы. Слово, изобретенное протестантами, само собой разумеется, несет уничижительный оттенок. Вместе с тем отсутствие папы — еще не гарантия против фанатизма.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 390.