Папство от Григория VII до Иннокентия III

I. Знаменитый Гильдебранд занял папский престол в 1073 году под именем Григория VII 81 в то время, когда его предшественник Александр II 82 потребовал от императора Генриха III 83 прибытия в Рим на суд собора. Этот государь был оговорен саксонцами, возмущенными им как еретиком и повинным в симонии. Так как император не явился, папа отлучил его от церкви, освободил его подданных от присяги на верность и заставил их избрать государем Рудольфа, герцога Швабского 84. Авторитет этого папы над христианскими государями превзошел все, что было видано при его предшественниках. Хотя формально это было противно духу евангелия, его преемники ничем не пренебрегли, чтобы его сохранить, так что римская курия и ее приверженцы постоянно защищали этот авторитет, как законный.

II. Мрак невежества был в эти несчастные времена так непрогляден, что ни короли, ни епископы не были в состоянии сговориться, чтобы противодействовать злоупотреблению, которое этот папа и его преемники делали в течение всего двенадцатого столетия из отлучения от церкви. Наоборот, они трепетали перед духовными громами до такой степени, что признавали свою зависимость от верховного первосвященника. Троны имели прочность лишь постольку, поскольку это было угодно допустить папам. Такое унизительное положение светской власти было следствием своего рода наваждения, которое произвело в христианском мире учение об абсолютном верховенстве наместников Иисуса Христа. Они освобождали подданных от их присяги, и эта мера, которую они применяли с торжественностью, сопровождалась анафемой против государей; вскоре представитель Иисуса Христа на земле начал подстрекать некоторых государей завладеть тронами, с которых он принудил сойти других королей, под условием, что они признают, что получили их от святого престола и что будут честно уплачивать лепту св. Петра 85.

III. Это состояние слабости государей ясно показывает, что папы достигли того, что сделались всемирными монархами, и что они повелевали царями неограниченным образом, с уверенностью в их повиновении, с каким бы отвращением эти цари ни подчинялись, потому что всякое сопротивление возбудило бы мщение Рима и заставило бы скипетр выпасть из рук.

[48]

IV. Папы приобрели эту громадную власть постепенно, заручаясь благоприятным мнением народов при помощи горячего усердия, которое они прилагали к делу сохранения чистоты догмата и к искоренению ересей. Доведя государей до положения, так сказать, своих вассалов, они дерзнули запретить им допускать в своих государствах еретиков и приказать им выгнать их без возврата. Какая пропасть между нижайшими просьбами, с которыми папы обращались к римским императорам, и повелительными буллами 86 двенадцатого столетия, которые налагали на императоров наказание в виде отлучения от церкви, потери трона и многих других нестерпимых строгостей! Как бы ни был велик промежуток, отделяющий эти две крайности, мы видели, какими способами папы дошли от одной к другой.

V. Все, казалось, было готово для установления инквизиции, и идеи, пущенные в ход в эпоху крестовых походов 87, обеспечивали ей блестящий успех. Мы видели, как папа Иоанн VIII изобрел к концу восьмого столетия 88 полные индульгенции для тех, кто умирал, сражаясь с неверными.

VI. Знаменитый французский монах Герберт, будучи избран в 999 году папой под именем Сильвестра II 89, обратился во всем христианам с посланием, которое Бароний 90 поместил в свою Летопись. В послании он заставляет говорить иерусалимскую церковь: из глубины своих развалин она призывает всех христиан взяться за оружие ради Иисуса Христа и мужественно сражаться, чтобы освободить ее от угнетения, которое ее удручает*. Григорий VII, несмотря на смуты, существовавшие на Западе, предпринял в 1074 году организацию крестового похода против турок в пользу восточного императора Михаила 91**. Так как смерть не позволила ему исполнить свое намерение, то его преемник Урбан II 92 велел огласить его в 1095 году на Клермонском соборе 93. Христианское войско должно было идти на завоевание Палестины 94 и изгнать оттуда турок. Воззвания папы имели невероятный успех: вскоре из Европы отправилась многочисленная армия, которая завладела сперва Антиохией 95, а затем, в 1099 году, Иерусалимом. Эта экспедиция была названа Крестовым походом, и добровольно вступившие в нее были названы крестоносцами, потому что все носили на груди крест для обозначения, что они воины распятого Иисуса Христа.

VII. Эта война и другие последовавшие за ней походы того же рода возмутили бы всю Европу своей несправедливостью, так как завоеватели не имели никакого справедливого побуждения их предпринимать, если бы народы не были уже одурманены неле-

______

* Баропий, Церковная летопись, под 3 003 годом, № 5.

** См. призывы этого папы и другие подробности по этому вопросу у Бароппя, под 1074 годом, № 50 и сл.

[49]

пой идеей, что для возвышения и славы христианства позволительно вести войну; что такая война настолько достойна награды, что все те, кто примет в ней участие, получат отпущение всех своих грехов и что христианам, которые потеряют в ней жизнь, обеспечен мученический венед. Это заявление не преминуло бы оказать свое действие, если бы сами папы не устыдились держать свои обещания при виде столь громадного количества беспрестанно совершавшихся крестоносцами чудовищных преступлений всякого рода, которые составляли предмет, скандала как для христианской Европы, так и для неверной Азии. Если папы не осмелились канонизовать крестоносцев, они тем не менее щедро раздавали индульгенции 96 вербуемым для освобождения Святой Земли 97, потому что конечным результатом этих предприятий было предоставление в распоряжение пап грозных армий, которыми они могли располагать против создавших их государей в случае, если бы последние отказались выполнить приказы, исходящие от святого престола 98. Отлучая от церкви непокорного монарха, называя его схизматиком и пособником ереси, объявляя, что он отказывается признать власть наместника Христа, обещая его государство тому, кто пожелал бы им завладеть и предпринять для этого войну, которую в этом случае называли законной, — верховные первосвященники достигали всего, что могло льстить их властолюбию, не касаясь своих сокровищ и не теряя ни одного человека из собственных владений: до такой степени в те времена христиане стремились получить обещанные им индульгенции; которые были столь мало похожи на индульгенции, жалованные церковью в первые века!

VIII. Последствия столь пагубной для светской власти системы сказались во Франции на примере отношения к катарам 99, натариям и некоторым другим последователям Манеса. Папа Александр III 100 послал в Тулузу 101 к графу Раймонду V 102 Петра, епископа Мо 103, кардинала церкви св. Хрисогона.- Этот легат в 1178 году заставил его, а также дворян государства, обещать под присягой, что они не будут покровительствовать еретикам, которые взялись за оружие, чтобы отстаивать свои права * и свое существование. На открывшемся в следующем году Латеранском соборе 104 святые отцы объявили: хотя церковь не одобряет, как говорит св. Лев 105, обычая наказаний, при которых проливается кровь еретиков, она не отказывается от предлагаемой ей христианскими государями помощи для их наказания, потому что страх смертной казни является иногда душеполезным средством. Поэтому Александр не довольствуется отлучением от церкви еретиков, их приверженцев и защитников; он объявляет, кроме того, всех, имеющих с ними дела, свободными от всех своих обяза-

_____

*  Флери, Церковная история, кн. 73, № 13.

[50]

тельств, увещевает их взяться за оружие для уничтожения этих еретиков и дарует им отпущение грехов. Он выражает желание, чтобы государи, имеющие в числе своих вассалов еретиков, если последние будут упорствовать в ереси, привели бы их в состояние рабства и завладели их имуществом; он обещает, что те, кто умрет в этой войне, получат непременно отпущение грехов и вечную награду. Он предлагает отныне на два года индульгенции тем, кто возьмется за оружие, а епископы сообразно с обстоятельствами могут даровать более широкие индульгенции. Короче говоря, собор хочет, чтобы крестоносцы Считались под покровительством церкви в такой же степени, как и участвующие в походе в Святую Землю *.

IX. В 1181 году кардинал Анри,' епископ Альбп, раньше бывший аббатом в Клерво 106, был послан папою Александром III во Францию в качестве легата 107 с тем, чтобы добиться войны против еретиков альбигойцев 108. Этот прелат, став во главе значительного войска, овладел замком Лавор 109 и заставил Рожера, графа Безье 110 и других государей отречься от ереси **. Однако этой экспедиции оказалось недостаточно для полного уничтожения ереси, и папа Луций III 111 собрал в 1184 году в Вероне новый собор, на котором пожелал присутствовать император Фридрих I 112. На нем среди прочие мер постановили ввиду распространившегося большого равнодушия к церковной дисциплине передавать в руки светского правосудия всех, кого епископы объявят еретиками и кто не сознается в своем преступлении. Собор в то же время предлагал епископам лично посещать, один или два раза в год, свои епархии или доверять эту заботу своим архидиаконам 113 или другим членам своего клира, в особенности следить за теми городами, деревнями и прочими местами, где предполагается существование еретиков; обязывать некоторых наиболее известных жителей, даже всех, если они сочтут это необходимым, давать клятвенное обещание, что в случае обнаружения ими еретиков или лиц, которые образуют тайные собрания и жизнь коих отличается от жизни общины верующих, они донесут на них епископу или архидиакону, которые привлекут их к суду для наказания, если они не очистят себя от подозрения в ереси, согласно обычаям страны. Надлежало также обязать их доносить на тех, которые вторично впадут в ересь; если бы они отказались это делать, то обращаться с ними самими как с еретиками. Собор определил также, чтобы графы, бароны и другие сеньоры, как и их уполномоченные, поклялись оказать вооруженную помощь церкви для отыскания и наказания еретиков под страхом отлучения от церкви и потери своих земель и должностей; чтобы

_____

*  Третий Лютеранский собор, при папе Александре III, канон 27.

**  Флери, Церковная история, кн. 73, № 35.

[51]

епископские города, которые не будут считаться с этой мерой, переставали быть резиденцией епископа, а другие города лишались приобретенных их торговлей привилегий; чтобы пособники ереси были объявлены опозоренными навсегда и лишены занимаемых ими общественных должностей; чтобы они не могли быть ни свидетелями, ни адвокатами, и чтобы те, которые оказалась бы изъятыми от действия светского правосудия, не могли воспользоваться этим обстоятельством, так как в этом случае епископы получат от папы полномочие, необходимое для их преследования  *.

X. Умный Флери 114 думал, что в этом соборе он открыл начало инквизиции; он не ошибся по существу, потому что главная мысль этого канона составила основу для устава этого учреждения. Однако не в эту эпоху последовало действительное создание церковной корпорации инквизиции, так как епископы оставались тогда еще единственными лицами, уполномоченными охранять веру, как это было и до того времени, и собор лишь привел в порядок те меры, которые он считал необходимыми для преследования еретиков **.

XI. В Испании кардинал Грегорио де Сант-Анджело, прибывший туда в качестве легата папы Целестина 115, созвал в Лериде собор. История не говорит о нем почти ничего, и его нельзя найти в Собраниях соборов; но о нем имеется упоминание в архивах Калаоры. На этом соборе кардинал убеждал Альфонса II 116, короля Арагона, маркиза Прованса 117 и государя нескольких графств, расположенных к северу от Пиренеев, обнародовать против еретиков своих государств декрет, принятый на Веронском соборе. Этот государь в 1194 году последовал совету легата и приказал выгнать из своих владений Вальденсов 118 (Vaudois), Лионских нищих 119 (Pauvres de Lyon) и других еретиков, какой бы то ни было секты без различия, и запретил своим подданным давать им убежище под страхом наказания за оскорбление величества и лишения имущества. Епископам и губернаторам городов было предписано оглашать этот указ в церквах в воскресные дни; те, которые этого не сделали бы, должны были подвергнуться тем же наказаниям. Отсрочка, данная еретикам для выселения, должна была продолжаться до первого ноября; если после этого срока оказалось бы, что кто-нибудь не повиновался, то относительно таких лиц было позволено употреблять все виды дурного обращения, за исключением смерти и изувечения ***.

____

*  Веронской собор, в 10 томе Собрания соборов.

** Флери, Церковная история, кн. 73, № 64.

*** Франсиско Пенья опубликовал этот указ в Комментариях к Руководства для инквизиторов Николая Эймерика, во второй части, комментарий 39, заимствовав его из процесса, происходившего в Риме по поводу разделения епархий Хаки и Уэски и учреждения епархии в Барбастро; он отнесен к статье Хака, лист 75.

[52]

XII.         Сын Альфонса, король Арагона Педро II 120, приказал в 1197 году архиепископу Таррагоны и епископам Хероны, Барселоны, Вика и Эльны 121 собраться в Хероне. Там вынесли декрет, который кардинал Агирре поместил в своем Собрании испанских соборов. Декрет этот содержит те же распоряжения, что и декрет Альфонса, н он был одобрен всеми грандами 122 провинции Каталонии. Эта новая мера доказывает, что прежний декрет не оказал почти никакого действия. Поэтому в новом указе было добавлено, что наместники короля, бальи и судьи должны понудить еретиков покинуть места их юрисдикции до воскресения страстной недели; что у оставшихся после этого срока в стране будет конфисковано имущество, треть которого поступит в пользу тех, кто на них донесет; что те, которые окажут им приют или покровительство, сами потеряют свое имущество и с ними будет протушено, как с виновными в оскорблении величества; что губернаторы и судьи в течение недели обязуются присягою перед епископами употребить все свои старания для обнаружения еретиков и наказания их; если они будут уличены в небрежности в этом отношении, то сами подвергнутся той же варе и будут лишены своего имущества*.

XIII. После того как была определена эта каноническая дисциплина, невидимому, ничего более не оставалось, как учредить церковную корпорацию, отдельную от епископов и зависящую непосредственно от пап, которой было бы поручено обнаруживать и преследовать еретиков и организация которой была бы такова, что короли и другие государи были бы обязаны, по ее требованию, покровительствовать исполнению приказов римской курии 123, под страхом быть отлученными от церкви, и должны были лишиться своих государств, пример чего вскоре увидели в судьбе несчастного Раймонда VI, графа Тулузы. Это происшествие относится к началу тринадцатого века. Оно имеет несомненную связь с инквизицией, история которой составит предмет следующей главы.

_____

* Агирре, Собрание соборов, том IV.

[52]

Цитируется по изд.: Льоренте Х.-А. История Испанской цивилизации. Том I. М., 1936, с. 48-53.

 

Примечания

81. Григорий VII—папа (1073—1085 гг.), родился в Соане, тосканском городе, был сыном плотника, носил имя Гильдебранд. Известна его борьба с германским императором Генрихом IV, которого он заставил явиться в 1077 г. в виде кающегося в Каноссу; борьба шла под лозунгом инвеституры, но по существу велась с целью предоставить папству власть над светскими государями, возглавить светское государство теократической властью папы.

82. Александр II—папа (1061—1073 гг.), уроженец Милана, носил имя Ансельмо да Бададжо.

83. Генрих III— это описка автора, надо читать: Генрих IV. Генрих III был германским императором в 1039—1056 гг. Генрих IV был его сын, царствовавший в 1056—1105 гг. и умерший в изгнании в Люттихе в 1106 г. Он наследовал отцу в шестилетнем возрасте и стал самостоятельно править в 1075 г. Спор и столкновение с папой Григорием VII произошли у него из- ва инвеституры. В те времена епископы пользовались не только духовной властью в своей епархии, но часто и светской, являясь мелкими владетелями на правах государей своего епархиального города с его округом, и в этом смысле были членами Германской империи и вассалами императора. Инвеститура значит облечение властью. Этой суверенной властью, но вассальной по отношению к сюзерену-императору, последний как представитель феодальной монархии и облекал епископов, посвященных в духовный сан римским папою. Папы со' своей стороны утверждали, что и светская инвеститура епископов принадлежит им, так как вообще все государи, в том числе и император германский, являются вассалами папы и царствуют лишь его милостью. Этот ультрамонтанский взгляд папа Григорий VII провел на деле: смирил Генриха IV и заставил его явиться с покаянием в Каноссу, наложив на него отлучение, разрешив его подданных от присяги на верность императору и оказав воздействие германским курфюрстам в избрании нового императора Рудольфа. Вспыхнула война; Генрих IV вошел с войском в Рим, изгнал Григория VII, велел избрать на место последнего в 1080 г. Климента III (который считается антипапой) и заставил его короновать себя в 1082 г. Позднее у него возникла распря с сыновьями, и он был в 1105 г. низложен. Императорская инвеститура держала в своих руках весь епископат, а император через епископов фактически господствовал над империей; это был его аппарат управления и угнетения. Бели бы к папе перешла власть инвестировать епископов, то фактическим правителем Германской империи стал бы папа римский. Кроме того инвеститура в руках как папы, так и императора была средством выкачивания денег от епископов: кто их инвестировал, тот и получал от них определенные суммы денег, которые епископы в свою очередь высасывали из народа. Все эти материальные моменты делают понятной ту долгую и страстную борьбу между империей и папством, которая возгорелась вокруг вопроса об инвеституре.

84. Рудольф—герцог Швабский, антиимператор германский с 1076 по 1080 г., был женат на сестре императора Генриха IV, погиб в битве при Мельзене близ Мерзебурга в 1080 г.

85. Лепта св. Петра (denarius Sancti Petri)—собственно добровольное пожертвование верных папе. Но папы накладывали эту «лепту» на целые страны, обязывая королей вносить им ежегодно известную сумму как бы в знак своей вассальной зависимости от наместников Христа. Нередко короли очень тяготились этим обязательством, но исполняли его, боясь церковного отлучения. В церковной литературе на Востоке более принято слово «лепта», на Западе —«денарий». «Как императору платили «сотую деньгу», имперские налоги (в средневековой Германии), так и папе уплачивали общие церковные налоги, которыми оплачивалась роскошь римской курии... Чтобы вырвать у подданных последнюю копейку и умножить владения церкви, пускались в ход наряду с грубым насилием все ухищрения религии, наряду с ужасами пытки все ужасы анафемы и отказа от отпущения грехов, все интриги исповедальни» (Энгельс, Крестьянская война в Германии).

86. Булла (Bulla)—папские указы, получившие некогда это название от привешивавшейся к ним свинцовой печати. У древних римлян булла — свинцовый шарик, который надевался детям на шею как предохранительный амулет. В средние века на Западе и в Византии булла— свинцовый шарик, сплющенный для получения таможенной пломбы со штампом лица или учреждения.

87. Крестовые походы—военные экспедиции из Западной Европы на Восток, начавшиеся в конце XI в., продолжавшиеся свыше двух столетий, в значительной степени имевшие целью грабительским путем получить восточные товары, столь ценимые в Европе. Церковь, нуждавшаяся в восточных продуктах и привыкшая к ним, с самого начала захватила руководство крестовыми походами, которым она придала религиозный характер, проповедуя необходимость освобождения гроба господня от неверующих, наступавших на Сирию, Палестину и Малую Азию. На Клермонском соборе 1095 г. монах Петр Амьенский, которому якобы во сне явился Спаситель с указанием помочь бедственному положению христиан на Востоке, увлек членов собора на борьбу за христианское дело, и папа Урбан II собрал народ на широкой равнине в окрестностях Клермона и призвал христианский мир на помощь не только Палестине, но и «всем угнетенным церквам восточным». Призыв Урбана II имел успех в известной степени потому, что папа объявил, что вооруженное паломничество в Святую землю заменит эпитимию за все грехи, в которых паломники исповедуются и раскаются. Одновременно с индульгенцией крестоносцы получали освобождение от подсудности светским судам и наравне с лицами духовного звания отныне подлежали лишь духовному суду. Эта привилегия, сводившаяся фактически к безнаказанности даже самых закоренелых преступников, действовала притягательным образом на всяких бесчестных искателей приключений, число коих было очень велико в рядах крестоносной армии. Церкви были особенно выгодны крестовые походы, так как уходившие на Восток средние и мелкие рыцари нуждались в средствах, которыми их и снабжала церковь, получая в залог принадлежавшие рыцарству земли. Дорожить последними у паломников было тем меньше оснований, что уход их носил крайне неопределенный по времени характер и в их отсутствие некому было следить за небольшими рыцарскими имениями. Зачастую церковь и без ссуды брала на себя заботу о покинутом участке и округляла свои обширные владения землями крестоносцев. Земли эти отдавались церкви до возвращения крестоносцев из Иерусалима; а так как лишь немногим удавалось вернуться из далекого похода, церковь в долгие годы крестовых походов накопила немало «выморочных» имений: Бели у погибшего и оставались наследники, то церковь искусно оспаривала их претензии, ссылаясь на то, что она молится за душу умершего и что ей принадлежит поэтому земельный участок покойного крестоносца. Первый крестовый поход—это предприятие по преимуществу авантюристского французского рыцарства, поглощавшегося более крупными земельными магнатами, мечтавшего об исчезающих феодальных вольностях и искавшего возможности в далекой Палестине 8авести приходившие в Европе в упадок феодальные порядки. Эти рыцари шли в первую очередь в поисках земли. Но на борьбу с «неверными» устремились и торговые итальянские республики, которые вели выгодную торговлю на Востоке; победа мусульман над Византией создавала для этой торговли большую опасность, и спасение от гибели малоазиатских христиан было для итальянских городов равносильно удержанию былой монополии торгового посредничества между Западом и Востоком. К крестоносцам примкнуло много крестьян. Начавшийся процесс образования- торгового капитала давил на крепостную крестьянскую массу. Крестьянин видел в заморской земле выход из того тяжелого положения, в котором он находился у себя дома. Так разнообразные общественные элементы сгруппировались вокруг лозунга «Идем на освобождение гроба господня. Так хочет бог!». Люди шли — кто за землей, кто за восточными товарами, кто из-за дарованных привилегий, кто из-за легальной возможности грабить, кто ради освобождения в будущей жизни от наказания за совершенные преступления. Как снежный ком, росла армия крестоносцев на своем пути с севера на юго-восток: продолжавшийся с конца XI в. голод и связанная с ним дороговизна гнали в армию безземельных крестьян, городскую мелкоту, женщин, стариков, детей, калек и больных. Армия эта впитала в себя и немало профессиональных преступников: воры, грабители и убийцы (по словам летописца Альберта из Экса) вошли в большом количестве в состав крестоносной армии. Походы обещали богатую добычу, а гарантированное папою Урбаном II вечное блаженство на том свете развязывало руки тем, кто еще колебался идти на прямой грабеж и иные преступления. Поход начался грабежами и избиением евреев. Первой жертвой крестоносцев сделалась еврейская община города Руана, за ней последовали многие другие, в особенности богатые прирейнские общины. Пламенный оратор и неутомимый проповедник монах Рудольф шел по городам и весям, связывая идею крестового похода с избиением евреев. Так стала складываться еще в начале походов «идеология» крестоносцев; специальное же обоснование погромной теории изложено в письме от 1146 г. аббата Петра из Клюни к французскому королю: «Нужно отобрать у евреев все их деньги, дабы рука христиан, усиленная имуществом евреев, легче могла преодолеть дерзость сарацин». Сарацины однако не были «преодолены», и крестовые походы закончились поражением крестоносцев.

88. Восьмого столетия — это описка автора, надо читать: девятого, ибо Иоанн VIII был папою в 872—882 гг.

89. Сильвестр II—папа (999—1103 гг.), родился в 930 г. в Орильяке, в Оверни, был родом француз и носил имя Герберт. В 992 г. он стал архи-епископом Реймса, а в 997 г.—Равенны. За свои огромные по тогдашнему Бремени познания, опасные и подозрительные во времена невежества, прослыл чернокнижником. Он был сведущ в геометрии, механике, астрономии и музыке; ему приписывают введение так называемых арабских цифр и изобретение часов с маятником.

90. Бароний (Чезаре Баронио; 1538—1607 гг.)—с 1596 г. кардинал и префект Ватиканской библиотеки. Им была составлена и издана в Риме в 1588—1593 гг. по-латыни «Церковная летопись» в 12 томах in folio, обнимающая историю церкви с ее начала до 1198 г. Она была продолжена Рейнальди, Ладерки и Тейнером.

91. Михаил VII Парапинак—византийский император (1071:—1078 гг.), был лишен престола новым императором Никифором III Вотониатом (1078—1081 гг.) и заключен в монастырь; затем стал епископом ефесским.

92. Урбан, II—папа (1088—1099 гг.), был родом француз и носил имя О дон, проповедовал первый крестовый поход.

93. Клермон-Ферран—город во французском департаменте Пюи де Дом; существовал еще при Цезаре в эпоху его галльских войн. В нем происходило несколько церковных соборов начиная с VI в.; самым знаменитым был собор 1095 г., на котором председательствовал папа Урбан II, про- поведывавший первый крестовый поход.

94. Палестина—страна, бывшая ареной древнейшей истории еврейского народа. В географическом отношении является южной частью Сирии. В состав Палестины входит страна, лежащая между рекою Иорданом и Средиземным морем, а также отчасти на восток от Иордана. В 73 г. нашей эры Палестина превратилась в римскую провинцию. После разделения Римской империи на две части (395 г.) Палестина была присоединена к восточной половине Византии. Со времени императора Константина Великого Палестина приобрела особое значение для христиан. Халиф Омар, разбивший на Ярмуке в 635 г. византийцев, завоевал всю Сирию и Палестину.

95. Антиохия—город на реке Оронте, в 30 км от Средиземного моря. Основана в 300 г. до нашей эры первым сирийским царем Селевком (311— 279 гг.) и была столицей Селевкидов. В Римской империи занимала третье место по своему торговому значению (Рим, Александрия, Антиохия). После римлян ею владели последовательно персы, византийцы, арабы, крестоносцы, египетские мамелюки, а с 1516 г. — турки.

96. Индульгенция (отпущение грехов) —письменный документ от имени папы, верховного первосвященника, дающий обладающему им право на отпущение грехов как прошлых, так и будущих, или на известный, указанный в индульгенции срок, или на вечные времена. Индульгенции служили огромным источником доходов для католической церкви.

97. Святая земля—христианский синоним Палестины; употребляется по преимуществу католиками и православными, лютеране гораздо чаще пользуются библейским синонимом Земля обетованная.

98. Святой престол — так называется иногда папская администрация.

99. Катары—общее название для «еретиков», известных под именем богомилов (в Болгарии с XI века), патаренов (в Ломбардии и Южной Франции с XII в.) и альбигойцев от имени города Альби (в Лангедоке и Провансе в XII—XIII веках). Они отвергали почитание святых, поклонение иконам, молитвы за умерших и относились отрицательно к формулам устной молитвы. Не признавая церковной иерархии, они отрицали за священством власть отпускать грехи, отвергали первородный грех и признавали лишь общую исповедь в повседневных грехах перед «совершенным» в собрании общины, праздновали только воскресный день («день господень»), брак считали естественным состоянием человеческих существ, в обиходной жизни не придавали никакого значения постам и не соблюдали канонических предписаний относительно рода пищи.

Все средневековые секты черпали приверженцев преимущественно среди эксплуатируемых, неимущих и бедных элементов общества. Угнетаемые тунеядческой, эксплуататорской и жившей в роскоши и довольстве церковью, они видели в учении сектантов, отрицавших всю церковную иерархию, голос бога, осуждающий возглавляемую римским папою церковь. Папа являлся в глазах катаров олицетворением забывшей истинные заветы христианства «языческой» церкви, и на папу катары нередко смотрели, как на антихриста. Но поработителями и угнетателями бедных наравне с католической церковью были господствующие классы вообще, а в частности землевладельческая аристократия, сосредоточившая в своих руках всю полноту власти. Естественно, что антипапское движение должно было принять характер движения, одновременно направлявшегося и против отошедшей от первоначального христианства церкви и против многочисленных светских феодальных угнетателей, живших тою же жизнью, что и «жирные прелаты» и всякие иные служители государственной, эксплуататорской церкви. Так как и духовные и светские враги народа были богаты и создавали свое богатство за счет нищеты народа, то озлобление последнего вылилось в борьбу против богатых людей вообще, или, правильнее, против богатства. Богатый был и в глазах первоначальных христиан неугодным богу человеком; он не мог не оставаться таким и для катаров. Так мистически-религиозные движения переплетались с социальной борьбой против угнетателей, против имущих вообще. Но раз богатство не угодно богу и является делом рук дьявола, то бедность ему противоположна, мила и угодна богу; она становится идеалом тех, кто ничем в жизни не обладает. Однако такое смирение не могло удовлетворить широкие народные массы: росли народные бунты, восстания и коммунистические движения как мистические, так и революционные.

100. Александр III—папа (1159—1181 гг.), родился в Сиене и носил имя Роландо Райнуччо Бандинелли. На созванном им третьем Латеранском соборе (у католиков—второй вселенский) исключительно кардинальской коллегии присвоено было право выбора папы, а папам предоставлено право канонизации святых.

101. Тулуза—город во французском департаменте Верхняя Гаронна. До Цезаря это уже был значительный город. Во времена империи Тулуза вошла в состав римской провинции Нарбоннская Галлия. С 419 по 507 г. была столицею вестготов, а после этого перешла в руки франков: С 651 по 767 г. ею владели герцоги Аквитании из франкской династии Меровингов. С 778 по 1271 г. она была столицей самостоятельного графства. В 1217— 1218 гг. выдержала долгую осаду Симона де Монфора, вождя крестоносцев в войне с альбигойцами, которому папа пожаловал титул графа Тулузы, доставшийся по его смерти в 1218 г. под стенами Тулузы его сыну Амори (Амальриху). Последний в 1224 г. по мирному договору уступил Тулузу последнему ее графу, Раймонду VII (1224—1249 гг.).

102. Раймонд V—граф Тулузы (1148—1194 гг.).

103. Mo (Meaux)—город во французском департаменте Сена и Марна, на реке Марне. Церковь св. Хрисогона была построена в 1128 г. папою Гонорием I.

104. Латеран — название папского дворца в Риме. Он около тысячи лет (до 1038 г.) был папской резиденцией. В стоящей рядом с ним церкви св. Иоанна Латеранского происходили четыре вселенских (католической церкви) собора (в 1123,1139,1179 и 1215 гг.) и восемь поместных (последний в 1725 г.).

105. Лев I Святой—папа (440—461 гг.), известен тем, что в 452 г. своим красноречием будто бы сумел отклонить от Рима угрозу разорения его вождем гуннов Аттилой; дело ограничилось денежным выкупом.

106. Клерво (Clairvaux)—местечко во французском департаменте Об, на реке Об (Aube). В 1115 г. известный деятель католической церкви Бернард основал здесь монастырь Клерво, который быстро разросся и сам стал основывать новые монастыри. Аббатство перестало существовать во время буржуазной революции во Франции; его обширные здания заняты центральной тюрьмой и рабочим домом.

107. Легат — временный посланник папы, исполняющий какое-либо отдельное поручение.

108. Альбигойцы—другое название катаров, в средневековье распространившихся по Европе, полученное от имени города Альба в теперешнем Тарнском департаменте Франции, главного места их пребывания. Им особенно покровительствовал Раймонд VI, граф Тулузский (1194—1222 гг.). Еще папа Александр III (1159—1181 гг.) отлучил их от церкви на третьем Латеранском соборе 1179 г. Иннокентий III (1198—1216 гг.) поднял против них крестовый поход в 1208 г. Во главе войск встал граф Симон де Монфор, убитый при осаде Тулузы в 1218 г. Крестовый поход стал жестокой, кровопролитной и истребительной войной, длившейся до 1229 г. В результате ряд городов был взят и разрушен, десятки тысяч жителей вырезаны, край надолго разорен, сектанты почти все истреблены. В это время была создана инквизиция с миссией против альбигойцев, во главе ее стоял св. Доминик Гусман, родом испанец.

109. Лавор—город во французском департаменте Тарн. В 1211 г. жители этого городка, обвиненные в альбигойской ереси, были перебиты Симоном де Монфор.

110. Безье — город во французском департаменте Эро. Неоднократно подвергался разорению: в 450 г. — вестготами, в 736 г. — Карлом Мартеллом, отнявшим его у арабов, в 1209 г. — Симоном де Монфор, который перебил несколько тысяч его жителей по обвинению в альбигойской ереси.

111. Луций III — папа (1181—1185 гг.), уроженец города Лукки, фамилия его была Аллучинголо. Вследствие смут он принужден был покинуть Рим и стал жить в Вероне, где в 1184 г. созвал поместный собор.

112. Фридрих I Барбаросса (т. е. рыжебородый) — германский император (1152—1190 гг.) из швабской династии Гогенштауфенов. Участвовал в третьем крестовом походе,, во время которого утонул в речонке Селефе (древний Кидн) на пути из Икония (Кониэ) в Караман. Его имя осталось очень популярным у немцев; существовала легенда, что он не умер, а спит в пещере внутри горы Кифгейэор.

113. Архидиакон—глава дьяконов; зарождение этой должности относится к раннему времени; в XI—XII веках власть архидиаконов достигла высшего предела. После Тридентского собора значение их начало падать. См. примеч. 853.

114. Аббат Клод Флери (1640—1723 гг.) — церковный историк. Его главный труд —«Церковная история», изданная в двадцати томах в 1691 и следующих годах. Она охватывала время от начала христианства до 1414 г. В 1840 г. было напечатано по неизданным бумагам продолжение его «Истории» за столетие—с 1414 по 1517 г.

115.       Целестин III—папа (1191—1198 гг.), из римской фамилии Ореини, был известен до своего избрания под именем кардинала Гиацинта.

116. Альфонс II—король Арагона (1162—1196 гг.), присоединил к своим владениям Руссильон, Беарн и Прованс. Прованс был его пограничным с иноземными государствами владением; отсюда его титул—маркиз Прованс (маркиз, или маркграф, был титул владетеля пограничной области).

117. Прованс (от латинского слова «provincial») —старинная область на юго-востоке Франции. Жители говорили на языке, происходящем от латинского, но отличном от французского. Провансальская литература процветала в XIII—XIV вв. Прованс—родина трубадуров. С 879 г. Прованс стал самостоятельным государством, меняя часто свои границы и размеры, а также и титулы владетелей (то графы, то короли). В 1487 г. Прованс вошел в состав Франции.

118.       Вальденсы — отрасль катаров (см. примеч. 99). В XII в. они жили в Провансе и вскоре разделили участь близких к ним альбигойцев. Но часть их уцелела в горных местностях Прованса и соседнего Пьемонта. Провансальские вальденсы были истреблены в 1545 г.; пьемонтские—подверглись гонению в конце XVII в. и в 1686—1687 гг. частью выселились в Швейцарию, частью остались все же в Пьемонте. Они и поныне живут в этих двух местах. В Швейцарии один кантон (с главным городом Лозанной) именуется их именем — Во (Vaud). Они образуют свободную вальденскую церковь (libre eglise vaudoise).

119. Лионские нищие (pauvres de Lyon)—отрасль катаров (см. примеч. 99), появились в XII в. в Лионе и скоро распространились во французской провинции Дофииэ. Они или были истреблены в XIII в. вместе с альбигойцами, или смешались с вальденсами, от которых их отличало только прозвание по месту возникновения.

120.       Педро II—король Арагона (1196—1213 гг.), сын Альфонса II, изгнал вальденсов из своего государства, в которое входила тогда большая часть Прованса. В 1213 г. отправился на помощь альбигойцам в их войне с крестоносцами, но был побежден Симоном де Монфор при Мюрэ и убит в сражении.

121.       Эльна—ныне город во французском департаменте Восточные Пиренеи, близ Перпиньяна; прежде входил в область Руссильон, который принадлежал Испании с 1172 по 1472 и с 1492 по 1642 г.

122. Гранды—до XVI века все дворяне Испании (идальго) носили титул ricos hombres (богатые люди, аристократы); Карл V заменил его именем grandes (гранды).

123. Римская курия—двор римского папы, который, как светский государь, имел штат придворных чинов. Но под этим названием почти всегда подразумевается вся вообще папская администрация, включая конгрегации и канцелярию.

Понятие: