Брак

Виваха

ВИВАХА (брак, супружество) — свадебный обряд. Древнеиндийские тексты содержат описание так называемые 8 форм брака: «брахма» — девушку выдают с приданым замуж за человека ее же сословия по договоренности родителей; «дайва» — дарение девушки брахману в благодарность за совершение обряда или другую услугу; «арша» — за невесту требуют символический выкуп в виде быка или коровы; «праджапатья» — отец выдает дочь замуж без выкупа и приданого; «гандхарва» — брак по обоюдному согласию молодых: к этому типу брака относится и описанный в эпосе брак типа сваямвара, когда невеста выбирала жениха по своему желанию из нескольких претендентов (Дамаянти, Сита) или сама предпринимала действия по поиску жениха...

Заключение брака [в Древнем Китае]

Одним из наиболее важных обрядов в жизни людей с древности является заключение брака. В песнях «Шицзина» много говорится об этом, немало и в других источниках, включая только что упоминавшийся трактат «Или». О некоторых существенных моментах, связанных с брачными контактами, уже упоминалось — имеются в виду экзогамные запреты. Что же касается собственно брачных церемоний, когда запреты не были нарушены, то подготовка к свадьбе была в принципе однотипной. Впрочем, между верхами и низами были и заметные различия, связанные прежде всего именно с их статусом.

Семья и формы брака в магадхско-маурийскую эпоху

В магадхско-маурийскую эпоху большая патриархальная семья была ее основной формой. В ряде областей кроме моногамного брака существовали и более архаичные формы брачных отношений. Главой семьи считался муж. Постепенно меняется положение женщины, которая становится полностью зависимой от своего супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественную сделку. Мужчина как бы покупал себе жену, она становилась его собственностью. В источниках встречаются упоминания о продаже жен, их проигрыше.

Брак

БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода,   преобразованная   социальными   условиями   и культурой.

Брак [в Исландии]

Переходя к данному вопросу, следует начисто забыть о современных романтичных или сентиментальных представлениях: в древней Скандинавии брак, событие крайне важное, если не определяющее судьбу человека, являлся прежде всего сделкой, в которой личные чувства если и не были полностью исключены, то не являлись определяющим ее элементом. Брак назывался словом kaup (см. немецкое kaufen), britúðkaup — покупкой невесты. Термин kaup охватывал не только понятие покупки, но и обозначал любую важную коммерческую операцию — куплю, продажу, иную финансовую сделку и т. д.

Брак и семья [у хеттов]

Из свода законов несомненно явствует, что в хеттской семье царил патриархальный уклад. О том, что мужчина обладал неограниченной властью над своими детьми, свидетельствует и предписание статьи 44а, где сказано, что человек, убивший ребенка, должен отдать его родителям своего собственного сына, и тот факт, что отец был волен «отдать» свою дочь жениху. Власть мужа над женой косвенно подтверждается выбором лексики в статьях, где речь идет о заключении брака: муж «берет» жену и «владеет» ею; если он уличит ее в прелюбодеянии, то волен сам решить ее судьбу.

Брак у майя

Брак – связывание тильмантли. Связанные вместе, «сросшиеся», на разговорном языке американских индейцев, – это был не просто оборот речи применительно к обществу ацтеков. Символом бракосочетания действительно было связывание вместе краев плащей тильмантли невесты и жениха. И, будучи соединенными таким образом, они оказывались «сцепленными» на всю жизнь.

Мужчина женился в двадцать лет, девушка выходила замуж приблизительно в шестнадцать. В этом обществе не было запрещено оставаться холостяком, как это было у инков. Но экономические факторы, а особенно приготовление еды, делали невозможным мужчине жить без женщины: ежедневное (два раза в день) приготовление кукурузных лепешек, которые были незаменимой пищей в жизни индейцев, отнимало в общей сложности четыре часа в день, и это было работой женщины...

Брак [у ацтеков]

Когда юноша входил в брачный возраст (около 20 лет) и собирался жениться, если он не хотел, чтобы его считали «неблагодарным и невоспитанным», то обязан был получить разрешение своих учителей; семья юноши устраивала для них пир и готовила подарки и топор из полированного камня в знак того, что юноша порывал со своей прежней жизнью. Приняв топор, учителя таким образом отпускали своего воспитанника, не преминув напомнить молодому человеку, чтобы он не забывал, чему научился у них. Девушек отпускали с такими же церемониями, особенно дочерей сановников и знати.

Брак в средневековой Японии

Внутри военного сословия брак приобрел большое политическое значение с конца XII столетия и не утратил его в период Воюющих Государств. В течение этого времени брак использовался самураями для создания семейных объединений и стратегических политических союзов. В конечном счете воины из высшего сословия начали выбирать жен из более отдаленных мест, чем когда-либо прежде, чтобы укреплять семейные связи. Интересно, что жена самурая должна была защищать дом в отсутствие своего супруга и в знак этого ей даже дарили на свадьбе кинжал.

Ортокузенный брак

ОРТОКУЗЕННЫЙ БРАК (от греч. ortos - прямой и фр. cousin - двоюродный брат), параллельно-кузенный брак, - форма заключения брака, развивавшаяся у некоторых народов на стадии разложения первобытного общества. Существует в двух формах: брак между детьми двух братьев или между детьми двух сестер (родных или более далеких степеней). Первая форма (арабы, мальгаши, некоторые племена банту, курды, туркмены и др.) возникла в связи с имущественными интересами патриархальной большой семьи или патронимии - стремлением сохранить брачный выкуп в пределах одного хоз. коллектива.

Страницы