Виваха
ВИВАХА (брак, супружество) — свадебный обряд. Древнеиндийские тексты содержат описание так называемые 8 форм брака: «брахма» — девушку выдают с приданым замуж за человека ее же сословия по договоренности родителей; «дайва» — дарение девушки брахману в благодарность за совершение обряда или другую услугу; «арша» — за невесту требуют символический выкуп в виде быка или коровы; «праджапатья» — отец выдает дочь замуж без выкупа и приданого; «гандхарва» — брак по обоюдному согласию молодых: к этому типу брака относится и описанный в эпосе брак типа сваямвара, когда невеста выбирала жениха по своему желанию из нескольких претендентов (Дамаянти, Сита) или сама предпринимала действия по поиску жениха (Савитри); «асура» — брак с выкупом невесты; «ракшаса» — брак с умыканием невесты; «пайшача» — обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной. Наиболее распространенным и законным считается брак «брахма». Виваха рассматривалась как дарение девушки отцом жениху и считалась религиозной заслугой. Индусская бытовая традиция требует, чтобы девушку выдавали замуж сразу по достижении ею половой зрелости. Жених обычно несколько старше невесты. В связи с указанным выше требованием со средневековья и до недавнего времени были широко распространены детские браки. В древнеиндийской литературе сохранилось представление о том, что до свадьбы девушка была во власти богов и гандхарвов, а во время свадьбы последние передают ее земному мужу. С вивахи, как наиболее важной санскары, начинается перечисление и описание домашних религиозных обрядов в грихъя-сутрах. Упоминание о вивахе можно найти в эпосе, пуранах, во многих других источниках, включая современную индийскую литературу. Из них выявляется приблизительный порядок церемоний вивахи, часть которых известна в Индии с глубокой древности, а часть присуща только определенной местности. В древнеиндийских текстах упоминается обычай посещения женихом дома тестя и угощение гостя медовым напитком (мадхупарка). Однако долгое время в средние века, а во многих районах Индии и сейчас, жених впервые видит невесту в день свадьбы. О свадьбе договариваются родители, а посредниками между ними часто служат цирюльник и его жена. За совершением обрядов следит брахман. Он же определяет, сверяя гороскопы жениха и невесты, подходят ли молодые друг другу, и находит наиболее благоприятное для совершения свадебных церемоний время. Жених и невеста в день свадьбы уподобляются царственной чете. Жених едет в дом невесты на коне или слоне. Свадебный поезд везет и приданое невесты. Чаще свадьбу справляют в доме жениха, хотя основные расходы ложатся на плечи родителей невесты. Нередко свадьбу справляют в большом шатре, разбитом близ дома. Перед свадьбой молодых омывают водой и умащивают благовонными маслами, совершают многочисленные второстепенные обряды. Главное свадебное действо совершается перед священным огнем и алтарем. Перед изображениями божеств (обычно Вишну или Шивы, Ганеши, Лакшми и Сарасвати) совершают пуджу. Затем брахман бросает в огонь рис и кусочки деревьев ашваттха и баньяна. Жених обводит невесту слева направо вокруг священного огня (агни-прадакшина). Обычно совершается семь кругов или семь шагов. Совершение невестой семи шагов к северу (саптапади) — отдельный важный обряд, после которого молодые считаются мужем и женой. Молодую женщину окропляют водой и надевают на нее особый шнур (мангала-сутра), который она уже не должна снимать. Молодых осыпают рисом, над ними читаются мантры. Согласно древнему обычаю, невесту иногда ставят на камень (часто жернов), чтобы укрепить ее верность мужу. Во мн. районах Индии во время свадебной церемонии связывают края одежды молодых. Муж берет руку жены, касается ее сердца. Молодые поклоняются изображениям божеств на домашнем алтаре, затем идут получать благословение родителей. Перед тем как молодая жена входит в дом мужа, разбивают кокосовый орех и льют его молоко на пути новобрачной. Муж и жена идут в специально отведенную для них комнату, но даже оставшись одни, они обязаны исполнять различные обряды. В течение трех дней они постятся и посвящают все мысли своим будущим обязанностям. Им разрешается лежать на одном ложе, но они должны блюсти целомудрие. Иногда между новобрачными кладется разделяющая их палка. Ночью муж показывает жене Полярную звезду, чье постоянство в положении на небе должно быть примером для женщины, и на звезду Алькор, символ Арундхати. Преисполненные высоких помыслов, молодые на четвертую ночь должны приступить к зачатию, которое считается авторами грихья-сутр отдельной санскарой. Наиболее благоприятный момент для зачатия также определяется жрецом по положению планет и звезд с учетом гороскопов новобрачных.
И. Котин
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.