Ассоциативный эксперимент

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - один из основных методов в психолингвистике (см.): массовый опрос информантов, выявляющий их вербальные ассоциации (словесные реакции, слова- ассоциаты) на заданные исследователем слова-стимулы. Различают синтагматические (бумага — белая, говорить — громко) и парадигматические (отец — мать, время — час, потерять — найти) ассоциации. Полученный словесный материал важен для теории речевой деятельности и социолингвистики, он легко поддаётся математической обработке и позволяет выявить ассоциативные нормы, ассоциативные поля и ассоциативную сеть языка. Изучение ассоциативных связей слов позволяет выяснить особенности вербальной памяти человека, состав образов языкового сознания, ценностные ориентации общества. Подтипы данного метода — это свободный ассоциативный эксперимент, в котором информанту предлагается реагировать на слово-стимул любым пришедшим на ум словом, и направленный ассоциативный эксперимент, в котором задаётся определённый вектор ассоциаций. Данные свободных ассоциативных экспериментов составляют основу ассоциативных словарей.

=> Добровольский Д. О., Караулов Ю.Н. Ассоциативный фразеологический словарь русского языка. М., 1994; Русский ассоциативный словарь. В 2-х т. / Ю.Н. Караулов и др. — М., 2002; Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А.А. Леонтьева. — М., 1997.

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 30.