Соборность (Кузнецов)

СОБОРНОСТЬ - понятие, которое, по определению А.С. Хомякова, «выражает идею собрания, необязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве». Следует напомнить, что С. является одной из характеристик церкви, включенной в православный символ веры. Именно Хомяков ввел это понятие в русскую философию, однако не он придал ему статус, который оно приобрело в дальнейшем в отечественной духовной традиции. Оценивая различные направления христианства, Хомяков исходит из «полноты сочетания» индивидуальных религиозных представлений и обязательных для всех церковных догматов. Католики, считает он, «гармонизацию» единства и множественности свели к безусловному авторитету «единства». Именно власть папы сделалась для них «последним основанием веры». При этом рядовые члены церкви, т.е. народ, превратились в простых исполнителей папских повелений. Католицизм обесценивает личное начало, не признавая индивидуальный характер церковной жизни, в нем думают «о таком единстве церкви, при котором не остается следов свободы христианина». Протестантизм, напротив, «держится такой свободы, при которой совершенно исчезает единство церкви». Индивидуализация христианства неизбежно ведет к извращению вероучения, к отрицанию «догмата как живого предания». Вместо авторитета папы у протестантов появляется авторитет разума, начинает господствовать философский рационализм. Несмотря на формальное различие между католицизмом и протестантизмом, у этих течений много общего. Прежде всего их сближает поиск внешних критериев истинности религии: у одних это папа, у других — собственный разум. Вхождение в «церковную ограду» предполагает качественные изменения индивида и не может ограничиться внешними признаками. Важнейшей чертой качественной стороны жизни церковной общины выступает «углубленность ее членов в Истину». При этом для русского мыслителя принципиально важно подчеркнуть два момента: во-первых, истина не принадлежит избранным, она — достояние всех тех, кто «в церкви»; во-вторых, приобщение к истине не может быть насильственным, т.к. «всякое верование... есть акт свободы». Отвергая принуждение как путь к единству, Хомяков ищет более эффективное средство, способное сплотить церковь. Таковым, по его мнению, может быть только любовь, понимаемая не только как этическая категория, но и как сущностная сила, обеспечивающая «за людьми познание безусловной Истины». Наиболее адекватно выразить сочетание имманентного единства, основанного на свободе и любви, может, по мнению АС. Хомякова, только слово «соборный». С., выражая особенности православия, не остается только достоянием церкви, а проявляется «в многообразии человеческих дел». Основополагающим принципом С. является органическое сочетание единичного и общего, единого и разнообразного, индивидуального и коллективного. Соборное единство предполагает принятие людьми, в него входящими, общих высших ценностей, но при этом сохраняются неповторимые черты каждого отдельного человека. С. выступает как против индивидуализма, разрушающего человеческую солидарность, так и против светского коллективизма, нивелирующего личность, она синтезирует эти феномены, включая в себя их лучшие качества и преодолевая недостатки. В западной интерпретации истории русской философии начинает утверждаться мысль, что «соборность есть особое дорефлексивное состояние жизни», а славянофилы лишь его теологизировали. С таким выводом нельзя согласиться. Конечно, С. укоренена в традицию и в образ жизни, но в русской философии она получает статус учения, происходит рефлексия над этим феноменом. При этом именно сквозь призму С. начинают рассматриваться важнейшие философские проблемы. Поэтому учение о С. — это отнюдь не «бессознательная интуиция», точно также и не спекулятивная доктрина, в нем синтезируются интеллект и интуиция, теория и жизненная практика.

В философском и богословском осмы-слении принципов С. можно выделить ряд этапов. Вслед за А.С. Хомяковым B.C. Соловьев и С.Н. Трубецкой внесли ряд новых идей в развитие этого учения. Благодаря трудам вышеназванных мыслителей соборные начала начинают рассматриваться не только как норма церковной и социальной жизни, но приобретают и онтологический статус, выступают важным элементом гносеологических построений. Дальнейшее осмысление проблем С. находим в трудах представителей философии Серебряного века: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Иванова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского и др.

Наконец, учение о С. становится важным элементом православного богословия, при этом, опираясь на него, представители церкви обосновывали необходимость обновления православия. В начале века в Русской Православной церкви набирает силу соборное движение, направленное на восстановление ее авторитета и повышение роли в обществе. Революционные события, массовые репрессии против духовенства и верующих, закрытие духовных учебных заведений не позволили осуществиться этим планам. Но сами идеи С. продолжали жить в церковном сознании и получают новый импульс своего развития с конца 80-х гг. XX в.

Литература:

Хомяков А.С. Собр. соч. В 2-хт. Т. 2. М., 1994;

Шапошников Л.E. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 519-520.

Понятие: