Соборность

СОБОРНОСТЬ (от «собор») - принцип совместного обсуждения и решения вопросов общенациональной, высокой общественной значимости на высшем собрании народных представителей, соборе.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 475.

 

Соборность (Майорова, 2009)

Непосредственным толчком к воплощению идеи соборности в Русской православной церкви стала революция 1905–1907 гг. В высочайшем рескрипте от 27 декабря 1905 г. император Николай II высказал пожелание, чтобы «произведены были некоторые преобразования в строе отечественной церкви на началах вселенских канонов, для вящего утверждения православия». Для подготовки Собора и определения даты начала его работы Синод принял решение создать особую структуру – Предсоборное присутствие. 8 марта 1906 г. состоялось его первое заседание, открытое митрополитом Петроградским Антонием.

Этой работе приписывалось огромнейшее значение, поскольку церковная реформа Петра I, в ходе которой власть патриарха была заменена Святейшим Синодом, по сути своей разрушила лежащий в основе церковного устройства принцип соборности и превратила Русскую церковь в «ведомство православного исповедания», составлявшего часть государственной машины...

Соборность (Платонов)

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых. “В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора”...

Соборность (Маслин, 2014)

СОБОРНОСТЬ - специфическое понятие русской философии, выработанное А. С. Хомяковым. Этимологически оно связано со словом «собор», имеющим два основных значения: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо вопросов, 2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. По Хомякову, церковный Собор выражает идею «единства во множестве» (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312).

Соборность (Мчедлов, 1999)

СОБОРНОСТЬ — 1) Религиозно-богословское понятие, означающее единство, целостность церковного организма. «Соборный» — значит собранный из множества в единство, единый во множестве. Объявляя себя соборной кафолической, христианская церковь стремилась быть единой и единственной в эйкумене, т. е. вселенной. По мнению русских богословов, наилучшие условия для соборности сохранились в восточном христианстве; в Риме она вытеснена внешним авторитетом папской власти, а в протестантизме разрушена Реформацией, вырвавшей автономную личность из целостной церковной жизни.

Соборность (Лопухов, 2013)

СОБОРНОСТЬ — понятие русской философской мысли, выработанное А. С. Хомяковым. Выражает идею «единства во множественности». Сочетает два принципа — свободу и единство. Свободу личности, свободу развития общностей и их единство в решении основополагающих, фундаментальных задач жизнедеятельности и самосохранения. Настоятельным требованием времени является соборное сотворчество мыслящих личностей с целью выработки новых культурных основ глобальной жизнедеятельности.

Соборность (Грицанов, 1998)

СОБОРНОСТЬ - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне, соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.

Соборность (Коджаспирова)

СОБОРНОСТЬ — качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А.С. Хомяковым). В понятии Соборность акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, развитием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направлению в русской философско-педагогической мысли конца XIX — начала XX века, вновь вводит понятие Соборность в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.

Соборность (Кириленко)

СОБОРНОСТЬ — русскоязычный аналог христианского термина katholikos (греч. — единый, всецелый, универсальный). С. — понятие русской религиозной философии, разработанное А.С. Хомяковым в рамках его консервативно-романтической утопии преображения России. Принцип С. имеет три аспекта: религиозный, философский и социальный.

В религиозном аспекте основанием С. является вера в первореальность церкви как цельного и единого «духовного организма», воплощенного в видимой («исторической») своей плоти. Поскольку сама сущность церкви есть «единство благодати, живущей во множестве различных творений, покоряющихся благодати», постольку все члены церкви «духовно и органически» соединены друг с другом в постижении «всецелой» истины, доступной лишь «соборному разуму», постижении «себя в своем совершенстве» на пути к спасению, к Христу и божественной праведности...

Соборность как форма организации русского народа.

Одним из идентифицирующих признаков принадлеж­ности к русскому народу для черносотенцев являлась соборность, которая в широком смысле подразумевала единение народа, выражаемое «в слове и деле всеми его членами вместе и каждым в отдельности». Она охватыва­ла все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде­ленною Господом Богом целесообразностью». Собор­ность выполняла интегративную и охранительно-защит­ную функции, исходя из которых приобретала следующие основные формы: гражданско-правительственная соборность как форма единения народа с царем, то есть своеобразный патриар­хальный демократизм, обеспечивавшей коммуникацию между верховной властью и подданными. Противопостав­ляя ее западноевропейским парламентским учреждениям, крайне правые указывали, что член собора — не предста­витель народа в стане царя, а «свидетель о жизни народной перед лицом самого народа, возглавляемого царем»...

Соборность (Подопригора)

СОБОРНОСТЬ — понятие русской философии, выработанное А. С. Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все ее члены органически, а не внешне, соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свои индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.

Страницы