Василевс (Филатов, 2011)
ВАСИЛЕВС — «царь», официальный грекоязычный титул византийского императора с IX в. и до конца византийской истории; употреблялся вместо латинского по происхождению слова «император». Впервые в византийское время этот титул употреблен в указе императора Ираклия в 629 г. Василевс был верховным военачальником, верховным судьей (воплощенным законом), всевластным господином своих подданных, совершенно официально именовавшихся рабами василевса. Кроме того, василевс как символ византийского государства играл важную роль в церковной иерархии; он фактически назначал патриархов и единственный среди светских лиц имел право входить в алтарь — «святая святых» православных храмов, поскольку коронация смывала с него все грехи, даже убийство. Василевс мыслился наместником Бога на земле, что подчеркивала традиция оставлять в дни главных православных праздников императорский трон для незримо присутствующего Господа, тогда как василевс размещался в кресле по правую руку от трона. Подобие императора Христу выражалось также в традиции омовения ног нищим в Страстной Четверг. В этот день василевс лично мыл правые ноги специально отобранным 12 нищим, после чего вытирал полотенцем и целовал их. Затем участники церемонии получали от василевса по три золотых монеты. Все эти традиции постоянно напоминали василевсу, что самодержавная власть и величайшие почести принадлежат ему не как личности или представителю знатного рода, но как символу государства, средоточию государственного культа, тесно переплетенному с официальной религией — православием. Императора обожествляли как Божьего избранника, не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Василевс ромеев, обладавший неограниченными возможностями расправы без суда по отношению к каждому отдельному подданному, был вместе с тем ограничен в своей власти отсутствием в империи упорядоченной системы престолонаследия, а также силой духовной и политической традиции, которые олицетворяли Церковь и чиновничий аппарат. Чтобы передать власть сыну, император должен был при своей жизни возложить на него венец — «приобщить к власти». При этом в представлении византийцев Бог мог и отступиться от своего избранника на троне, если тот чинил произвол или проявлял неуважение к христианским заповедям. В этом случае Божий гнев мог проявиться в появлении у императора соперника, победа которого воспринималась как свидетельство неодолимой Божьей воли. Поэтому история империи знала множество попыток узурпации власти, а византийские династии были коротки и непрочны. Из 107 византийских государей, правивших в период с 395 по 1453 гг., только 34 умерли своей смертью, а 8 — погибли на войне или стали жертвами несчастного случая. Периоды внутреннего мира в империи, как, например, в эпоху Македонской династии, представляются не-большими островками в бурном море постоянных заговоров, восстаний и бесконечной борьбы за власть тайных или явных претендентов.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 182-183.