Дворянство в странах Востока

Вопрос о дворянстве в странах Востока почти не изучен (некоторое исключение представляет Япония). Основные привилегии феодалов существовали здесь во всех феодальных государствах, хотя степень развития этих привилегий не везде была одинакова и юридически зафиксированные права не всегда обнаруживаются.

В странах Ближнего Востока, например, по мусульманскому праву (см. Шариат) юридически было провозглашено равенство всех мусульман перед законом, однако на практике господствовало феодальное право сильного, что нашло отражение в многочисленных толкованиях, которые обосновывали деление общества на «знатных» и «простонародье» (у Ибн Хальдуна - 14 век; во многих арабских хрониках). В Османском государстве, по свидетельству турецких хроник, уже в 14 веке было установлено отличие в одежде для спахиев (спахи) - феодалов. При султане Мехмеде II (15 век) был введен табель о рангах, в соответствии с которым устанавливалась строгая иерархия постов, рангов и местничества при дворе, точный порядок продвижения по иерархической лестнице, а также порядок получения и наследования постов, званий и соответствующих им владений и доходов. Заботой об ограждении среды знатных и "благородных" ("айян- и девлет" и "киебар- и мемлекет") от чужеродных элементов из простонародья ("эджнеби", "райятов") пронизаны все политико-экономические трактаты 16-17 веков.

В Китае уже в ранний период феодализма существовала определенная иерархия среди феодалов, проявлявшаяся в пожаловании различных титулов знатности и определенных размеров земельных владений в строгом соответствии с этими титулами. Таких титулов было шесть: ван, гун, хоу, бо, цзы, нань. На протяжении всей эпохи феодализма эти титулы знатности сохраняли значение, однако размеры жалуемых владений по титулу, являвшихся, как и титулы, наследственными, были различны в разные периоды. Знатные пользовались привилегиями: с них не взимали налогов, они были освобождены от трудовой повинности, им запрещалось заниматься торговлей и ремеслом и т. д. В отличие от высшей наследственной знати, обладавшей титулами, существовало также ранговое чиновничество, которое представляло собой но существу служилое дворянство. В поздний период феодализма появляется новая группа, близкая служилому дворянству, - так называемые шэньши.

В Индии до мусульманского завоевания сословное обособление феодалов наиболее ярко проявилось в возникновении сословия-касты раджпутов - воинов по рождению. В Корее с 13 века общим наименованием всех представителей господствующего феодального сословия стал служить термин «янбан» (см. Янбани).

В целом вопрос о дворянстве в странах Востока стоит в связи с более общей (и слабо изученной) проблемой формирования здесь феодальных сословий.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Понятие: