Перманентная революция
ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. permaneo - остаюсь, продолжаюсь) - непрерывная революция. Идея перманентной революции впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в конце 40-х годов 19 века в «Манифесте Коммунистической партии» и в «Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов». Маркс и Энгельс указывали, что пролетариат в буржуазно-демократической революции не должен остановиться на осуществлении демократических задач. В то время как буржуазия стремится возможно быстрее закончить революцию, задача пролетариата заключается в том, чтобы «...сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти...» (Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Маркс и Энгельс высказали также мысль о необходимости сочетания пролетарской революции с крестьянском революционном движением. Оппортунистические лидеры 2-го Интернационала и русские меньшевики предали забвению идею перманентной революции. По их схеме пролетариат в социалистической революции выступает один против всех непролетарских классов и слоев, в том числе и крестьянства. Поэтому после совершения буржуазной революции должен якобы пройти длительный период, за время которого пролетариат станет большинством нации. В. И. Ленин восстановил марксистскую идею перманентной революции и развил ее в теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин указал, что наличие двоякого рода противоречий в социально-экономическом строе России: противоречий между остатками крепостничества и развивающимся капитализмом и противоречий внутри самого капитализма, создавало объективные условия для перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В этих условиях не буржуазия, а пролетариат во главе со своей политической партией выступал в качестве гегемона буржуазно-демократической революции. Союзником пролетариата выступило крестьянство, так как только полная победа революции могла удовлетворить его требования, прежде всего уничтожение помещичьего землевладения. Вместе с тем гегемония пролетариата в буржуазно-демократической революции являлась переходной ступенью к успешной борьбе за диктатуру пролетариата. Сущность перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую состояла в перегруппировке сил вокруг пролетариата к концу буржуазно-демократической революции. Совершив буржуазно-демократическую революцию в союзе со всем крестьянством, пролетариат должен немедленно переходить к социалистической революции в союзе с деревенской беднотой и другими полупролетарскими элементами. Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства должна перерасти в социалистическую диктатуру пролетариата. Ленин рассматривал буржуазно-демократическую и социалистическую революции как два звена одной цепи, два стратегических этапа единого революционного процесса. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую была разработана Лениным наиболее полно в 1905 году («Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства», «Отношение социал-демократии к крестьянскому движению» и др.). Положения, выдвинутые Лениным в 1905 году, послужили основой для вывода о возможности победы социализма в одной стране, сделанного Лениным в 1915 году.
Марксистско-ленинскую теорию перманентной революции грубо извратили Парвус (А. Л. Гельфанд) и Л. Д. Троцкий, создавшие в 1905 году оппортунистическую так называемую теорию «перманентной революции», в основе которой лежало меньшевистское отрицание революционных возможностей крестьянства, неверие в силы и способности пролетариата повести за собой демократические элементы населения. По троцкистской теории «перманентной революции», пролетариат один, без союзников, «в одном сражении» мог свергнуть самодержавие и взять власть в свои руки. Суть этой «теории» была выражена в лозунге «без царя, а правительство рабочее», означавшем перескакивание через буржуазно-демократический этап революции. Ленин указывал, что теория Троцкого является полуменьшевистской, так как она «...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков – «отрицание» роли крестьянства» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 80 (т. 21, с. 381-82)). В годы 1-й мировой войны и после победы Октябрьской социалистической революции 1917 года Троцкий противопоставлял свою теорию «перманентной революции» ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. В то время как Ленин подчеркивал, что в России имеются все необходимые условия для победы социалистической революции и построения полного социалистического общества, прежде всего союз рабочего класса с основными массами крестьянства при руководящей роли рабочего класса, Троцкий отрицал социалистический характер Октябрьской революции, рассматривая ее лишь как сигнал, толчок к социалистической революции на Западе, отрицал возможность построения социализма в СССР в условиях капиталистического окружения. Троцкий утверждал, что после прихода к власти пролетариат неизбежно вступит в борьбу с враждебным ему крестьянством; вследствие своей малочисленности рабочий класс сможет победить в этой борьбе только в том случае, если революция станет «перманентной», т. е. перекинется на важнейшие страны Европы, когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться со своим крестьянством и тогда станет возможным построение социализма. Если же социалистическая революция на Западе не произойдет в ближайшее время, говорили троцкисты, то диктатура пролетариата в России падет или переродится в буржуазное государство. В отличие от Ленина, считавшего социалистическую революцию в России частью мировой революции, базой ее дальнейшего развития, Троцкий изображал строительство социализма в одной стране как признак «национальной ограниченности», как отход от принципов пролетарского интернационализма. Не веря во внутренние силы социалистической революции в СССР, троцкисты навязывали партии авантюристическую тактику «подталкивания» мировой революции методом «революционной войны», привнесения революции в другие страны насильственным путем, что противоречило марксистско-ленинскому учению о социалистической революции как результате созревания внутренних классовых противоречий в каждой отдельной стране.
Критика троцкистской теории «перманентной революции» дана в работах Ленина «Социал-демократия и временное революционное правительство» (1905), «Цель борьбы пролетариата в нашей революции» (1909), «Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России» (1910), «О двух линиях революции» (1915), «Письма о тактике» (1917) и др. Оппортунистическая сущность троцкистской «теории» была также вскрыта в резолюции о выступлении Троцкого, принятой пленумами ЦК и ЦКК РКП (б) 17 января 1925 года, в «Тезисах о задачах Коминтерна и РКП(б) в связи с расширенным пленумом ИККИ, принятых XIV конференцией РКП(б)», в резолюции XV конференции ВКП(б) "Об оппозиционном блоке в ВКП(б)». В связи с тем, что теория «перманентной революции» Троцкого во многом совпадала со взглядами лидера правых социал-демократов О. Бауэра, XV конференция ВКП(б) квалифицировала троцкизм как «...социал-демократический уклон в нашей партии в основном вопросе о характере и перспективах нашей революции» («КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 2, 1954, с. 332). В разоблачении троцкистской теории «перманентной революции» видную роль сыграли работы И. В. Сталина «Об основах ленинизма» (1924), «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов» (1924), «К вопросам ленинизма» (1926), «О социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926), «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926).
Практика международного революционного движения, опыт построения социализма в СССР и других странах социалистической системы опровергли оппортунистическую троцкистскую теорию «перманентной революции» и подтвердили правильность ленинской теории социалистической революции.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 459; т. 7, с. 261; т. 8, с. 211, 607; т. 29, с. 37; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 131-32, 341-46 (т. 8, с. 8, 204-09); т. 10, с. 1-19, 20-31 (т. 8, с. 24 63, 264-74); т. 11, с. 14-17, 72-77, 90, 104, 120-21, 221-23, 282-84 (т. 9, с. 12-15, 65-69, 81, 94, 109, 212-14, 280-82); т. 12, с. 154-157, 264-66 (т. 10, с. 73-74, 168-69); т. 15, с. 142-43 (т. 12, с. 246-48); т. 17, с. 381-85 (т. 15, с. 341-45); т. 19, с. 362-368 (т. 16, с. 348-53); т. 27, с. 80-81 (т. 21, с. 381-83); т. 31, с. 21-22, 45, 55-56, 137-138, 249 (т. 23, с. 300-01, 322, 331-32; т. 24, с. 28-29, 123); т. 37, с. 311-12, 326, 327 (т. 28, с. 276-77, 290-91); т. 44, с. 144-47 (т. 33, с. 29-32).