Вольноотпущенники (СИЭ, 1963)
ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ. В Древнем Риме и Древней Греции рабы, отпущенные или выкупившиеся на свободу. В Древнем Риме при освобождении с соблюдением законных формальностей вольноотпущенники получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами (приписывались только к 4 городским трибам), однако без права отправлять магистратуры и служить в армии. Существовала и форма освобождения «в присутствии друзей» (т. е. без соблюдения формальностей). Отпущенные таким образом вольноотпущенники в период республики могли быть возвращены в рабство; в период империи они становились не римскими, а латинскими гражданами. Опасаясь влияния вольноотпущенников на плебс, император Август ограничил число рабов, отпускаемых по завещанию, нормировал возраст освобождаемых рабов и запретил давать римское или латинское гражданство рабу, который был закован или заклеймен за какое-нибудь преступление. Такой раб, став вольноотпущенником, не имел также права проживать в Риме. Вольноотпущенники составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Все они оставались в известной зависимости от бывшего господина, считавшегося их патроном. Раб, выкупившийся на свободу, обязан был лишь проявлять к патрону «почтительность», помогать ему, если он нуждался, и завещать ему часть (1/3-1/2) своего имущества. Раб, отпущенный «по милости господина», должен был, кроме того, часть времени работать на патрона или выплачивать ему часть своего заработка. «Неблагодарный», т. е. не исполнявший своих обязанностей, вольноотпущенник карался по суду розгами и конфискацией части имущества в пользу патрона. Эксплуатация вольноотпущенника была часто выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников все возрастало. Нередко при отпуске рабу давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенников были доверенными агентами своих патронов. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа вербовались обслуживавшие императорский культ севиры-августалы, занимавшие промежуточное положение между простым народом и городской знатью. Сыновья таких вольноотпущенников достигали иногда высших должностей в государстве. Особую роль играли императорские вольноотпущенники, составлявшие низший и отчасти средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда огромным влиянием. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой, мелкими ремесленниками, колонами.
В Древней Греции вольноотпущенники прав гражданства не получали; в Афинах они становились метеками под патронатом бывшего господина, сохранявшего на них ряд прав. За нарушение этих прав вольноотпущенники могли быть по суду возвращены в рабство. С 3 века до н. э. возникает обычай освобождать рабов в форме посвящения их богам наиболее крупных храмов, под условием выполнения ими оговоренных господами обязанностей.
E. M. Штаерман. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.
Источники:
Гай, Институции, I. 3-45; III. 39-75, Варш., 1892;
Римская сатира, пер. с лат., М., 1957; с. 124-67; Dig XXIII, 2, 14, XXXII, 41, XXXV, 1, XL, 14.
Литература:
Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., (М.), 1941;
Duff A. M., Zitt B., Freedmen in the Early Roman empire, Oxf., 1928.