Буддийское монашество

Подъем буддийского монашества, начавшийся в VII столетии, обязан в значительной степени покровительству влиятельной семьи Сога, которая поддерживала буддийские монашеские ордена под руководством принца Сётоку, основавшего в конце VI века множество монастырей, включая Ситэннодзи и Икаругадэра. Несмотря на эту поддержку, к VIII столетию политическое вмешательство в монашескую жизнь многих буддийских сект начало выдыхаться, так как правительство продолжало усиливать контроль над религиозными сообществами, издавая множество административных кодексов и правил, регулирующих деятельность внутри этих монастырей. Учреждение многочисленных монашеских ведомств внутри правительства заставило религиозных лидеров принимать на себя все более бюрократические функции вместо духовных обязанностей, что вызвало недовольство со стороны монахов, которые стремились к более высоким стандартам религиозной чистоты.

Уставшие от затхлого и окостеневшего буддизма монастырей, сделавшихся теперь, по сути дела, «государственными предприятиями», монахи, подобно Гёги, уходили оттуда, чтобы нести буддийское учение простым людям. Такие монахи совместно с известным количеством разного рода визионеров, прибывавших в Японию из Китая, чтобы создавать религиозные группы, вскоре начали основывать свои собственные монастыри, независимые от правительства. В это время император перенес столицу в Киото, чтобы избежать влияния, которое религиозные учреждения оказывали на правительство. Таким образом, монашеские ордена, казалось, освободили себя от правительственного вмешательства.

В период Хэйан монашеские ордена продолжали расти, поскольку из Китая было завезено множество новых сект, в том числе Тэндай и Сингон. Появление дзэн в XII в. также увеличило число религиозных людей, стремившихся к монашескому образу жизни в Японии, однако в это время также приобретал влияние буддизм Чистой Земли, который с его невниманием к медитации привел к упадку буддийского монашества. Монашеские ордена продолжали испытывать упадок до XVI столетия, когда снова появился интерес к отстаиваемым правительством конфуцианским идеалам, породивший новую волну покровительства монастырям, особенно течения дзэн.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 274-275.

Понятие: