Рационализм (Фролов)

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с точки зрения Рационализма, не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Рационализм противоположен эмпиризму. Рационализм возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Рационализм вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Рационализма в 17 в.— Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Рационализма — в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Рационализма подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Рационализм имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Рационализм на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Рационализм означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Рационализм противостоит иррационализму. 2. В богословии Рационализм — направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 384-385.

Понятие: