Протестантизм в России
ПРОТЕСТАНТИЗМ В РОССИИ. Протестантизм в его различных формах стал распространяться в России начиная с первой четверти 16 века. Именно в это время лютеранство появляется на территории Лифляндии и Эстляндии. В начале 18 века Эстляндия и Лифляндия вошли в состав Российской империи. Первые лютеранские общества существовали в Москве(1559) и Нижнем Новгороде (1609). Влияние лютеранства начинает укрепляться во времена Петра I, стремившегося привлечь в страну иностранных специалистов. Опорным пунктом лютеранства был Петербург. В 18 веке в нем проживало более 20 тысяч лютеран. Главные лютеранские церкви в Петербурге носили имена царей и цариц: Петра, Анны и Екатерины. Екатерина II тоже содействовала укреплению положения лютеранства в России; она привлекала немцев-крестьян, исповедующих лютеранство к колонизации России, освоению побережья Черного моря, Поволжья. После двух манифестов Екатерины II — от 4 декабря 1762 и от 22 июля 1783 года — в Россию приехало 25 тысяч немцев-переселенцев. Они расселились на Волге, образовав 104 колонии, из которых 73 были лютеранские. К концу 19 века, по материалам переписи 1897 года, в России проживало около 1,8 млн немцев, среди которых 76,1% исповедовали лютеранство. К началу 20 века в России (исключая Прибалтику) насчитывалось около 200 лютеранских церквей, объединявших более 1,1 млн человек. Из всех направлений протестантизма лютеранская церковь пользовалась наибольшим влиянием. (Об истории лютеранства в России 20 веке и его положении в настоящее время см. Лютеранская церковь в России, Евангелическо-лютеранская церковь в России (ЕЛЦ), Единая Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЕЛЦ), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России).
Остров Хортица на Днепре. Фото 20-х гг. ХХ в.
Во второй половине 18 века в России появились меннониты. Первые колонии меннонитов возникли в Екатеринославской губернии в 1789 году по именному указу Екатерины II от 7 сентября 1787 года. Они прибыли из Западной Пруссии и обосновались на правом берегу Днепра в районе острова Хортица, образовав хортицкую колонию меннонитов. В начале 19 века колонии меннонитов появляются в Таврической губернии около реки Молочные воды, а затем в Саратовской, Самарской, Оренбургской, Уфимской, Томской, Омской, Семипалатинской губерниях. К 1916 году во владении меннонитов находилось в России свыше 1 млн десятин земли. В религиозном отношении меннонитство в России не было однородным, оно разбилось на несколько сектантских течений: вюстизм, гюпферство и др. Их возникновение было вызвано ростом социальной дифференциации в меннонитских колониях. В 1860 году среди меннонитской общины произошел раскол, приведший к появлению общины братских меннонитов: они совершали обряд водного крещения, практиковали омовение ног, отрицательно относились к военной службе.
В 60-х годах 19 века в России началось распространение новой разновидности протестантизма — баптизма. В 1867 году на реке Куре в Грузии миссионером-баптистом М. Кальвейтом был крещен первый русский — Никита Воронин, выходец из молокан. Основные регионы распространения баптизма до 1917 года — Украина, Закавказье, Северный Кавказ. На Украине распространению баптизма во многом способствовали немецкие колонисты. Он стал главным течением в так называемой южнорусской и великорусской «штунде» и распространялся преимущественно в крестьянской среде.
В Петербурге и окружающих районах с 70-х годов стала распространяться занесенная английским миссионером лордом Г. Редстоком другая разновидность баптизма: евангельское христианство. Распространителями евангельского христианства стали выходцы из военных, аристократических кругов (полковник В. А. Пашков, граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина и др.).
В 1884 году состоялся первый съезд русских баптистов, положивший начало Русскому баптистскому союзу, который в 1885 году возглавил Д. Мазаев. К 1917 году общее количество баптистов и евангельских христиан составляло примерно 150 — 200 тысяч человек (см. Евангельские христиане-баптисты, Союз Евангельских христиан-баптистов России).
Первые адвентисты (см. Адвентисты седьмого дня в России) появились в России в 80-х годах 19 века. Его распространителями стали немецкие и американские проповедники братья Конарди и др. Первая адвентистская община была образована в Крыму в 1886 году. Адвентизм получил большое распространение на Украине, Северном Кавказе, в Прибалтике, а также в Петербурге, Москве, Киеве. Адвентизм распространяется среди ремесленников, рабочих, мелких торговцев, городской бедноты. Среди адвентистов было немало выходцев из интеллигенции. Большое влияние на русских адвентистов оказал съезд Церкви адвентистов седьмого дня, состоявшийся в 1907 году, который положил начало самостоятельной адвентистской организации в России. В 1908 году она была выделена в самостоятельную "Российскую унионную конференцию" Международной церкви адвентистов седьмого дня, под председательством Ю. Т. Бехтера. Центром управления адвентизма в России стала Рига, где находилось издательство адвентистов, распространявшее литературу на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках. В 1916 году в России насчитывалось 6800 адвентистов. В этом же году среди адвентистов седьмого дня произошел раскол, выделилось новое течение адвентистов-реформистов. Сторонники этого движения в России в 20-х годах считали недопустимым служить в армии, состоять в профсоюзах (см. также Восточно-Российская унионная миссия, Российский Союз церкви АСД).
Незадолго до начала первой мировой войны в Россию стало проникать пятидесятничество. Первыми проповедниками этого учения стали выходцы из евангельских христиан Н. П. Смородин и А. И. Иванов, обращенные в новую веру американскими миссионерами, прибывшими в 1911 году в Финляндию. Новообращенные миссионеры развернули активную работу в Петербурге и создали в 1913 году общину евангельских христиан в духе апостольском ("единственников"). Пятидесятники вербовали себе сторонников из числа баптистов, евангельских христиан. В начале 20-х годов на Украине появилось другие направление пятидесятничества, связанное с деятельностью миссионера И. Е. Воронаева, получившего религиозную подготовку в США и вернувшегося в Россию в 1921 году. Он представлял в России одну из крупнейших организаций пятидесятников в США — "Ассамблеи бога". В 1926 году на I Всеукраинском съезде был создан "Всеукраинский союз христиан евангельской веры". В 1927 году Союз христиан евангельской веры насчитывал свыше 350 общин с количеством членов более 17 тысяч (О современном состоянии пятидесятничества см. Союз христиан веры Евангельской Российской Федерации.)
После Октябрьской революции 1917 года протестантские конфессии получили равные права с православной церковью. Протестантские организации евангельских христиан, баптистов, адвентистов, пятидесятников развернули широкую миссионерскую деятельность. Число последователей протестантских конфессий стало быстро расти. Большую материальную, политическую и финансовую поддержку протестантским организациям в те годы оказали зарубежные религиозные центры в США, Англии. Баптисты и евангелисты создавали сельскохозяйственные коммуны, издавали религиозные журналы, готовили кадры проповедников, собирали съезды.
Политика командно-административного давления в сфере религиозных отношений, репрессии сталинского режима конца 20—30-х годов коснулись и верующих протестантских конфессий. Были ликвидированы руководящие центры баптистов и евангельских христиан, прекращена их издательская деятельность. Распались многие поместные общины. Многие видные религиозные деятели стали жертвами репрессий. Деятельность протестантских организаций баптистов, евангелистов, адвентистов и других возобновилась лишь в начале 40-х годов.
Протестантизм в современной России представлен рядом конфессий. Это прежде всего лютеранские церкви, евангельские христиане-баптисты, адвентисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы. В конце 80 — начале 90-х годов в России появился ряд новых конфессий протестантского происхождения, таких, как Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), харизматические церкви, Армия спасения, квакеры и др. (см. Неопротестантские конфессии в России).
Э. Г. Филимонов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 393-396.