Павликиане (СИЭ, 1967)

ПАВЛИКИАНЕ (греч. Paylikianoi, предположительно, от имени апостола Павла) - участники крупного средневекового еретического движения. Основные источники изучения ереси павликиан – «Речь против павликиан» армянского католикоса (в 717-729 годы) Иоанна Одзнеци ("Domini Ioannis Philosophi Ozniensis, Armeniorum Catholici. Opera", (Venetia), 1834), «Полезная история» Петра Сицилийского ("Historia utilis...", PG, t. 104), византийские хроники 9-10 веков. Ересь павликиан зародилась в середине 7 века на Востоке Византийской империи (в Западной Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильвана. К началу 8 века движение павликиан распространилось и в Восточной Армении, и в византийской Малой Азии. Основную массу павликиан составляли крестьяне и частично городские низы. Движение носило ярко выраженный социальный характер - против феодальной эксплуатации (против закрепощения, против гнета империи, против церкви), за равенство людей.

Стремясь к простоте первых христианских общин, павликиане организовывались в общины, члены которых пользовались равными правами. Возглавлял павликиан ересиарх, во главе военных сил стоял "архонт вооруженных сил".

В Армении движение павликиан к середине 8 века приняло характер не только социальной, но и народно-освободительной борьбы против Халифата. По своим философским воззрениям павликиане - дуалисты. На формирование их религиозно-философского учения оказали влияние манихейство, маздакизм. В основе учения павликиан - признание двух богов: бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана); бог зла - творец видимого мира и людей; после его уничтожения распространится на земле власть бога добра. Павликиане называли себя "настоящими христианами", Христа считали одним из ангелов, сыном бога добра. Павликиане отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Из священных книг принимали лишь Новый Завет (без посланий апостола Петра).

Наивысшего подъема движение павликиан в Византии достигло к середине 9 века, когда павликиане перешли к открытой борьбе, к вооруженному восстанию против империи. Наиболее видными вождями павликиан в 9 веке были ересиарх Сергий, архонты Карвеас, Хрисохир. Павликиане создали на арабо-византийской границе свое государство, основали города Тефрику (ставшую столицей), Аргаус и другие укрепленные пункты, откуда совершали во главе с Карвеасом и Хрисохиром походы во внутренние области Византии, доходя до Никеи и Никомидии. В 872 году византийские войска разгромили павликиан и уничтожили Тефрику. Остатки павликиан нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в византийских источниках часто называемые павликианами). В 8-9 века павликиане неоднократно переселялись византийским правительством во Фракию (главным образом в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства.

P. M. Бартикян. Ереван.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Юзабашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., ВИРА, 1956, No 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры, М.-Л., 1961, с. 132-69; Бартикян Р. М., Источн. для изучения истории павликианского движения, Ер., 1961; Ter-Mkrtchian К., Die Paulikianer im Byzantinischen Kaiserreiche..., Lpz., 1893; Runciman S., The Medieval Manichee, Camb., 1947; Loos M., Le mouvement paulicien de Byzance, "Byzantinoslavica", 1963, t. 24, fasc. 2, 1964, t. 25, fasc. 1.