Беглопоповцы (Мчедлов, 1999)
БЕГЛОПОПОВЦЫ, беглопоповское согласие — одно из направлений поповщины, сформировавшееся в конце 17 века. Свою потребность в священнослужителях пополняли за счет православного духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. Отсюда происходит и название «беглопоповцы». До возникновения белокриницкой иерархии беглопоповщина была единственной формой поповщины. Первоначально всех попов перекрещивали, как еретиков. С течением времени крещение было заменено миропомазанием — вторым чином, а еще позднее у части беглопоповцев «исправа» попов стала осуществляться через простое проклятие ересей, т. е. «третьим чином». Споры вокруг того, каким чином принимать беглых попов, занимали центральное место во внутренней жизни беглопоповцев в 18 веке. Они привели к разделению беглопоповцев на ряд согласий и толков («дьяконово согласие», «перемазанцы», «Лужково согласие»). В 17—18 века беглопоповцы получили преимущественное распространение в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. В конце 18 века главным центром беглопоповцев становится Рогожское кладбище в Москве и Иргиз — основной поставщик «исправленных» попов. Временем наивысшего влияния беглопоповцев в старообрядчестве была первая четверть 19 века. Затем начались репрессии. В 1832 году был издан указ, запрещающий принимать беглых попов. В 1841 году был закрыт последний из иргизских монастырей. Часть беглопоповцев перешла в беспоповщину. Именно так возникло часовенное согласие, широко распространившееся в Сибири. В 1923 году беглопоповцы обзавелись собственной архиепископией и установили трехчинную иерархию. К беглопоповцам перешел из обновленцев саратовский епископ Николай (Позднев), который возглавил вновь созданную церковь. В 1926 году к этой церкви примкнул свердловский епископ Стефан (Расторгуев). Вместе они рукоположили третьего епископа.
В результате само название «беглопоповщина» утратило всякий смысл. Новая организация стала называться церковью древлеправославных христиан-старообрядцев (см. Русская древлеправославная церковь (архиепископат).
В. Ф. Миловидов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 40-41.