Тотемизм: метод исследования
Сколь бы противоположными ни казались выводы двух систем, которые мы только что рассмотрели, сами они сходны в одном существенном моменте: они ставят проблему в одинаковых терминах. Обе системы пытаются вывести идею божественного из чувств, которые вызывают в нас определенные природные явления, физические или биологические. Для анимистов это сновидения, для натуралистов — определенные космические явления, которые служат отправной точкой для религиозной эволюции. Но и для тех и для других именно в природе — человека или Вселенной — мы должны искать начало той оппозиции, которая различает профанное и сакральное.
Но такое предприятие невозможно, поскольку оно подразумевает настоящее творение ex nihilo [из ничто]. Факт общего опыта не может дать нам идею чего-то такого, чьи характеристики должны находиться вне сферы общего опыта. Человек, как он представляет себя в сновидениях, всего лишь человек. Природные силы, как их воспринимают наши чувства, являются всего лишь природными силами, сколь бы велика ни была их мощь. Из этого следует та общая критика, которую мы обращаем против обеих доктрин. Чтобы объяс-
[161]
нить, как эти так называемые данные религиозного мышления могли обрести сакральный характер, который не имеет основания в объективной реальности, необходимо признать, что целый мир галлюцинаторных образов накладывается на наш мир, изменяя его природу до такой степени, что тот становится неузнаваемым и замещает реальность чистой фантасмагорией. В одном случае подобную трансформацию производят иллюзии снов, в другом — блестящая и пустая вереница образов, навеянных словом. Но в обоих случаях необходимо относиться к религии как к продукту нездоровой интерпретации.
Однако из этого критического обзора можно сделать один позитивный вывод. Поскольку ни человек, ни природа сами по себе не обладают сакральным характером, они должны получать его из другого источника. Помимо человеческих индивидов и физического мира, должна существовать и некая другая реальность, в отношении которой эти разновидности заблуждения, которыми в определенном смысле являются все религии, обладают значением и объективной ценностью. Другими словами, помимо тех культов, которые мы называем анимистическими и натуралистическими, должен существовать и другой тип культа, более фундаментальный и примитивный, по отношению к которому два первых являются лишь производными формами или частными аспектами. И действительно, такой культ существует — тотемизм, как называют его этнографы.
1
Слово «тотем» в этнографической литературе появилось только в конце XVIII века. Впервые оно обнаруживается в книге переводчика с индейских языков Дж. Лонга, которая была опубликована
[162]
в Лондоне в 1791 году 1. На протяжении почти полувека тотемизм считался чем-то присущим исключительно Америке 2. Только в 1841 г. Грей в своем и по сей день популярном пассаже 3 указал на существование аналогичных практик в Австралии. С этого момента ученые начали понимать, что имеют дело с системой, обладающей неким общим характером.
Но они видели в ней по сути лишь архаичный институт, этнографическую диковину, не представляющую для историка большого интереса. МакЛеннан был первым, кто попытался увязать тотемизм с общей историей человечества. В серии статей в Fortnightly Review 4 он попытался доказать, что тотемизм был не просто религией, но такой религией, из которой произошли многочисленные верования и практики, обнаруживающиеся в гораздо более развитых религиозных системах. Он даже зашел столь далеко, что сделал тотемизм источником всех культов животных и растений, которые известны у древних народов. Безусловно, столь широкое толкование тотемизма было излишним. Культы животных и растений зависят от множества причин, которые нельзя свести к одной без ошибки или слишком сильного упрощения. Но эта ошибка благодаря характерным для нее преувеличениям имела по крайней мере то достоинство, что сделала явной историческую важность тотемизма.
Вместе с тем американисты уже давно отметили, что тотемизм тесно связан с определенной социаль-
____
1. LongJ. Voyages and Travels of an Indian Interpreter. London, 1791.
2. Эта идея была столь распространена, что даже М. Ревиль продолжал считать Америку классической территорией тотемизма (Réville M. Les Religions des peuples non civilisés. Vol. I. P. 242).
3. Grey G. Journals of Two Expeditions in North-West and Western Australia. Vol. II. London, 1841. P. 228.
4. McLennan J. F. The Worship of Animals and Plants. Totems and Totemism//Fortnightly Review. Vol. VI (1869); Vol. VII (1870).
[163]
ной организацией, в основе которой лежит деление общества на кланы 5. В 1877 году Льюис Г. Морган в своем «Древнем обществе» 6 предпринял исследование этой организации, определив ее отличительные черты и одновременно подчеркнув ее широкое распространение среди индейских племен Северной и Центральной Америки. Практически в это же время и даже следуя прямым рекомендациям Моргана, Фисон и Ховитт 7 установили существование такой же общественной системы в Австралии, а также ее связь с тотемизмом.
Благодаря влиянию этих направляющих идей в последующих наблюдениях стал использоваться улучшенный метод. Ученые, которые основали Американское этнографическое бюро, сыграли важную роль в развитии этих исследований 8. К 1887 году было собрано достаточно много важных сведений, чтобы Фрэзер решил, что настало время объединить их и представить нам в систематической форме. Таков был замысел его небольшой работы «Тотемизм» 9, где эта система изучалась и как религия,
____
5. Эта идея четко выражена уже в исследовании А. Галлатина (Gallatin A. Synopsis of the Indian Tribes//Archeologia Americana. Vol. II. 1836. P. 109 и далее) и в заметке Моргана (Cambrian Journal. London, i860. P. 142-150).
6. Эту работу предварили и подготовили два других труда того же автора: «Лига ирокезов» (1851) и «Системы родства и связи в человеческой семье» (1871).
7. Fison L., Howitt A. W. Kamilaroi and Kurnai. Melbourne, 1880.
8. В самые первые тома «Годового отчета американского этнографического бюро» вошли исследования Пауэлла {Powell J. W. Wyandot Government//First Annual Report of the Bureau of Ethnology. Washington, 1879-80), Kyшинга (Cushing F H. Zuni Fetiches//Second Annual Report of the Bureau of Ethnology. Washington, 1880-81), Смита (Smith Ε. A. Myths of the Iroquois//ibid.) и важная работа Дорси (DorseyJ.O. Omaha Sociology //Annual Report of the Bureau of Ethnology. Washington, 1881-82), которые также внесли вклад в исследование тотемизма.
9. В сокращенном виде впервые вышла в Encyclopedia Britanniса (9,h ed.).
[164]
и как правовой институт. Но это исследование было чисто описательным: в нем не предпринималось попыток объяснить тотемизм 10 или понять его основополагающие идеи.
Робертсон-Смит был первым, кто взялся за осуществление подобного труда. Он более ясно, чем любой из его предшественников, осознавал, что эта грубая и неупорядоченная религия изобилует семенами будущего. Верно, что уже МакЛеннан связал тотемизм с великими религиями античности, однако он видел связь между ними, лишь поскольку и тут и там обнаруживал культ животных и растений. Но если мы сводим тотемизм к чему-то вроде поклонения животным и растениям, мы видим лишь самый поверхностный его аспект — мы даже близко не подходим к пониманию его действительной природы. Выйдя за рамки буквы тотемических верований, Смит попытался обнаружить основополагающие принципы, от которых они зависят. Уже в своей книге «Родство и брак в древней Аравии» 11 он указывал, что тотемизм предполагает врожденную или приобретенную единосущность людей и животных (или растений). В своей работе «Религия семитов» 12 он сделал эту идею первичным источником всей системы жертвоприношений; именно тотемизму человечество обязано
_____
10. В своей работе «Первобытная культура» Тайлор уже попытался дать объяснение тотемизма, к которому мы обратимся позже, но которое не будем излагать здесь, поскольку автор, сделав тотемизм всего лишь частным случаем культа предков, совершенно не понял его значения. В данной главе мы упоминаем только те теории, которые содействовали прогрессу в исследовании тотемизма.
11. Robertson Smith W. Kinship and Marriage in Early Arabia. Cambridge, 1885.
12. Первое издание: Robertson Smith W. The Religion of the Semites. London, 1889. Это систематизация курсов лекций, прочитанных в Университете Абердина в 1888 г. Ср. статью «Жертвоприношение» в Encyclopedia Britannica (9th edition).
[165]
принципом объединяющей трапезы. Несомненно, сегодня теория Смита может показаться односторонней: она не согласуется с теми фактами, которые нам теперь известны. Но, несмотря на это, она содержала гениальные интуиции и оказала самое плодотворное влияние на науку о религиях. «Золотая ветвь» 13 Фрэзера вдохновлена теми же идеями, поскольку тотемизм, который МакЛеннан соотносил с религиями классической античности, а Смит — с религиями семитских народов, здесь соотносится с европейским фольклором. Школы МакЛеннана и Моргана были таким образом объединены со школой Маннхардта 14.
В этот период американская традиция продолжала развиваться независимо, причем эту независимость она сохранила до самого последнего времени. Здесь основным объектом исследований, посвященных тотемизму, были три группы обществ. Первая—некоторые племена Северо-Запада: тлинкиты, хайда, квакиутль, салиши и цимшианы, вторая — большой народ сиу и, наконец, третья — индейцы пуэбло, обитающие в центральных районах Америки. Первых изучали прежде всего Долл, Краузе, Боас, Суонтон, Хилл-Таут, вторых —Дорси, третьих — Минделефф, миссис Стивенсон и Кушинг 15.
Но сколь бы обилен ни был урожай фактов, собранных ими во всех частях страны, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, тем не менее не полны. Хотя в американских религиях обнаруживаются
_____
13. FrazerJ. G. The golden bough: a study in comparative religion. London, 1890. Затем вышло второе издание в трех томах (1900), а третье издание, уже в пяти томах, сейчас готовится к публикации.
14. В связи с этим необходимо упомянуть интересную работу
Сидни Хартланда: Нагtland E.S.Jhe Legend of Perseus. 3 vols. London, 1894-1896.
15. Здесь мы ограничимся перечислением имен авторов, их работы будут указаны далее, когда мы будем обращаться к ним.
[166]
многочисленные следы тотемизма, они уже миновали собственно тотемическую фазу. В то же время наблюдения, проведенные в Австралии, касались только разрозненных верований и обособленных ритуалов, ритуалов инициации и запретов, связанных с тотемом. На основании фактов, почерпнутых из всех этих источников, Фрэзер попытался воссоздать картину тотемизма в его целостности. Попытка реконструкции, предпринятая при таких обстоятельствах, достойна всяческих похвал, но тем не менее эта реконструкция могла быть лишь сугубо гипотетической и неполной. Еще не было понимания, как тотемическая религия функционирует во всей своей полноте.
Этот серьезный пробел был устранен только в последние годы. Два выдающихся исследователя М.М. Болдуин Спенсер и Ф.Дж. Гиллен открыли 16 во внутренней части австралийского континента значительное число племен, у которых обнаружили полноценную религиозную систему, основу
_____
16. Хотя Спенсер и Гиллен первыми изучили эти племена доскональным образом, они не были первыми, кто о них заговорил. Так, Ховитт уже описал социальную организацию уарамонго (варрамунга у Спенсера и Гиллена) в ι888 г. (Howitt A.W. Further Notes on the Australian Classes//The Journal of the Anthropological Institute. №18, 1888. P. 31-67), арунта уже были вкратце изучены Шульце (Schulze L. The Aborigines of the Upper and Middle Finite River//Transactions of the Royal Society of South Australia. Vol. XIV, fasc. 2. Adelaide, 1892. P. 210-246), организация чингали (тжингилли у Спенсера и Гиллена), вомбиа и др. изучалась Мэтьюсом {Mathews R. H. Wombya Organization of the Australian Aborigines//American Anthropologist. Vol. II, 1900. P. 494-501; Divisions of some Aboriginal tribes, Queensland //Journal and Proceedings of the Royal Society of New South Wales. №33, 1899. P. 108-114). Первые результаты исследования арунта также были опубликованы уже в отчете экспедиции У. О.Хорна (Report on the Work of the Horn Scientific Expedition to Central Australia. London, 1896). Первая часть отчета принадлежит Стирлингу, вторая — Гиллену, редактором публикации выступил Болдуин Спенсер.
[167]
и единство которой формируют тотемические верования. Результаты их наблюдений были опубликованы в двух работах, которые вдохнули новую жизнь в исследование тотемизма. Первая, «Туземные племена Центральной Австралии» 17, повествует о тех племенах, которые обитают в самом центре континента (арунта, лоритжа), а также немного южнее, на берегах озера Эйр (урабунна). Вторая работа, которая называется «Северные племена Центральной Австралии» 18, посвящена сообществам, обитающим севернее урабунна и занимающим территорию между хребтом Мак-Доннел и заливом Карпентария. Это, если называть только основные, племена унматжера, кайтиш, варрамунга, воргайа, тжингилли, бинбинга, валпари, гнанджи и, наконец, племена, живущие на самом берегу залива — мара и анула 19.
Совсем недавно немецкий миссионер Карл Штрелов, который также провел много лет в этих сообществах Центральной Австралии 20, приступил к публикации своих наблюдений за двумя племенами — аранда и лоритжа (арунта и луритча у Спенсера и Гиллена) 21. Хорошо владея языком, на ко-
_____
17. GillenF.J., Spencer В. Native Tribes of Central Australia. London, 1899.
18. GillenF.J., Spencer В. Northern Tribes of Central Australia. London, 1904.
19. Мы пишем арунта, анула, тжингилли и т.д., не добавляя окончаний множественного числа. Кажется не слишком логично добавлять к этим неевропейским словам грамматический признак, который имеет значение только в наших языках. Исключение из этого правила будет делаться только в тех случаях, когда название племени подверглось очевидной европеизации (например, гуроны).
20. Штрелов находился в Австралии с 1892 г.: сначала он жил среди диери, затем отправился к арунта.
21. Strehlow С. Die Aranda- und Loritja-Stämme in Zentral Australien. Frankfurt am Main, 1907-. К настоящему времени опубликовано четыре выпуска. Последний появился в тот момент, когда настоящая книга уже была закончена, а потому не мог быть использован. Первые два посвящены мифам и легендам, а третий — культу. К имени Штрелова надо добавить имя фон Леонгарди, который сыграл важную роль в подготовке этой публикации. Он не только взял на себя редактирование рукописи, его продуманные вопросы побудили Штрелова уточнить свои наблюдения. Небесполезно также обратиться к статье фон Леонгарди в «Глобусе», где можно найти многочисленные выдержки из его переписки со Штреловым (Leonhardi M. von. Über einige religiöse und totemistische Vorstellungen der Aranda und Loritja in Zentralaustralien//Globus. Bd. 91, 1907. S. 285-290). См. также статью Н.Томаса на эту тему {Thomas N. W. The Religious Ideas of the Arunta// Folklore. Vol. XVI, 1905. P. 428-433).
[168]
тором разговаривают эти народы 22, Штрелов смог донести до нас большое количество тотемических мифов и религиозных песнопений, которые благодаря ему мы получили преимущественно в подлиннике. Несмотря на некоторые различия в деталях, которые легко объясняются и значимость которых сильно преувеличена 23, мы увидим, что наблюдения Штрелова, пусть даже они и дополняют, уточняют, а иногда и корректируют наблюдения Спенсера и Гиллена, подтверждают их во всех существенных моментах.
Эти открытия породили обширную литературу, к которой мы еще вернемся. Наиболее влиятельными были работы Спенсера и Гиллена не только потому, что они появились раньше других, но и потому, что в них факты были представлены в систематической форме, которая одновременно побуждала к размышлению и давала направление последующим наблюдениям 24. Их выводы комментировали,
_____
22. Спенсер и Гиллен немного владели этим языком, но не столь совершенно, как Штрелов.
23. В особенности у Клаача (Klaatsch H. Schlussbericht über meine Reise nach Australien//Zeitschrift für Ethnologie. Vol. XXXIX, 1907. S. 634-690).
24. Влияние Спенсера и Гиллена обнаруживается в книгах К. Лангло-Паркер «Племя юалайи», Э. Эйльманна «Аборигены южно-австралийской колонии» и Дж. Мэтьюса «Два типичных племени Квинсленда», а также в недавних статьях последнего.
[169]
обсуждали и истолковывали всеми возможными способами. В это же самое время Ховитт, чьи фрагментарные исследования были разбросаны по множеству различных публикаций 25, предпринял попытку сделать по отношению к южным племенам то же, что Спенсер и Гиллен сделали по отношению к центральным. В своей работе «Туземные племена Юго-Восточной Австралии» 26 он дает обзор общественной организации народов, которые населяют Южную Австралию, Новый Южный Уэльс и значительную часть Квинсленда. Достигнутый таким образом прогресс подсказал Фрэзеру идею дополнить «Тотемизм» своего рода компендием 27, где были бы собраны все важные документы, относящиеся либо к тотемической религии, либо к семейным и брачным институтам, которые (правильно или ошибочно) считались связанными с данной религией. Цель этой книги заключается не столько в том, чтобы дать нам общий и систематический взгляд на тотемизм, сколько предоставить в распоряжение ученых материалы, необходимые для предприятия подобного рода 28. Факты в данной работе расположены в строгом этнографическом и географическом порядке: отдельно исследуется каждый континент, а в пределах континента — каждое племя
____
25. Перечень этих публикаций можно найти в предисловии к его «Туземным племенам» (Р. 8-9).
26. Howitt A. W. Native Tribes of South-East Australia. London, 1904.
27. Frazer J. G. Totemism and exogamy: a treatise on certain early forms of superstition and society. 4 vols. London, 1910. Работа начинается с переиздания «Тотемизма», воспроизведенного без каких-либо существенных изменений.
28. Надо признать, что в конце и в начале работы излагаются некоторые общие теории тотемизма, которые будут описаны и рассмотрены далее. Но эти теории относительно независимы от того массива фактов, который их сопровождает, поскольку они уже были опубликованы в различных журнальных статьях задолго до появления этой работы. Эти статьи воспроизводятся в первом томе (op. cit. Р. 89-172).
[170]
или этническая группа. Несмотря на то что такое обширное исследование, в котором последовательно обозревается большое число народов, едва ли может быть одинаково качественным во всех своих частях, оно тем не менее является полезным справочником, который может значительно упростить проведение исследований.
2
Из этого исторического обзора ясно, что Австралия является наиболее подходящим полем для изучения тотемизма, а поэтому мы сделаем ее главной областью наших наблюдений.
В своем «Тотемизме» Фрэзер стремился прежде всего собрать все следы тотемизма, которые толь[1]ко можно найти в истории этнографии. По этой причине он включил в свое исследование общества, природа и уровень культур которых очень сильно различались: здесь можно наряду с племенами Австралии и Америки найти народы Древнего Египта 29, Аравии и Греции 30 и южных славян 31. Такой подход вовсе не удивителен в случае последователя антропологической школы. Эта школа отнюдь не стремится к тому, чтобы поместить религии в ту социальную среду, элементами которой они являются 32, а затем дифференцировать их в соответ-
_____
29. FrazerJ. G. Totemism. Edinburgh, 1887. P. 12.
30. Ibid. P. 15.
31. Ibid. P. 32.
32. В связи с этим следует заметить, что более поздняя работа Фрэзера «Тотемизм и экзогамия» демонстрирует значительный прогресс как в его мысли, так и в его методе. Всякий раз, когда он описывает религиозные или семейные институты племени, он старается выявить географические и социальные условия, в которых пребывает это племя. Сколь бы краткими ни были эти попытки анализа, они тем не менее свидетельствуют о разрыве с методами антропологической школы.
[171]
ствии с различными условиями, с которыми они таким образом связаны. Скорее, как указывает само название, которое получила эта школа, ее задача заключается в том, чтобы выйти за пределы национальных и исторических различий к универсальной и подлинно человеческой основе религиозной жизни. Это подразумевает, что человек религиозен по своей природе, в силу присущей ему конституции и независимо от любых общественных состояний, эту природу и предлагают определить представители антропологической школы 33. Для подобных исследований можно с одинаковым успехом привлекать любой народ. Верно, что антропологи предпочитают более примитивные народы, поскольку в их случае больше шансов обнаружить эту изначальную природу в чистом виде, но так как она обнаруживается и у более цивилизованных народов, то, естественно, их тоже надо призывать в качестве свидетелей. Тем более антропологи ставят на одну доску и безразлично рассматривают всех тех, кто, по их мнению, не слишком далеко ушел от истоков (именно тех, кто без разбору помещается в весьма расплывчатую категорию дикарей). Вместе с тем, поскольку с этой точки зрения факты интересны лишь сообразно уровню их общности, антропологи считают своей обязанностью собрать их как можно больше; предполагается, что область сравнения не может быть чересчур обширной.
Наш метод не будет таким по нескольким причинам.
В первую очередь для социолога, как и для историка, социальные факты меняются вместе с об-
_____
33. Несомненно, мы также считаем, что основной задачей науки о религиях является определение того, в чем именно заключается религиозная природа человека. Однако коль скоро мы рассматриваем ее не как факт его конституции, но как продукт общественных причин, мы считаем, что ее невозможно обнаружить, если не принимать во внимание общественную среду.
[172]
щественной системой, элементами которой они являются — их нельзя понять в отрыве от нее. Вот почему сравнение двух фактов, относящихся к двум различным обществам, не может быть плодотворным просто потому, что они кажутся похожими друг на друга. Необходимо, чтобы были похожими сами общества, чтобы они, так сказать, были двумя вариациями одного и того же вида. Сравнительный метод был бы невозможен, если бы не существовали общественные типы, и он может успешно применяться лишь в границах одного типа. Какие только ошибки не были допущены из-за пренебрежения этим правилом! Именно из-за этого необоснованно связывались друг с другом факты, которые, несмотря на внешнее сходство, в действительности обладают разными смыслами и разной значимостью: примитивная демократия и демократия современная, коллективизм неразвитых обществ и современные социалистические тенденции, моногамия, распространенная в австралийских племенах, и та, которая санкционирована нашими за[1]конами и т.д. Подобная путаница встречается даже в работе Фрэзера. Нередко бывает так, что он сравнивает простые обряды поклонения диким животным с действительно тотемическими практиками, хотя дистанция (иногда очень большая), которая разделяет соответствующие общественные условия, исключает всякую идею об их сравнении. Итак, если мы не желаем впасть в те же самые заблуждения, мы должны вместо того, чтобы распылять наши исследования на все возможные общества, сфокусироваться на четко определенном типе.
Необходимо даже, чтобы этот фокус был узким, насколько это возможно. Мы не можем успешно сопоставлять факты, если не очень хорошо их знаем. Но когда мы пытаемся охватить все типы обществ и цивилизаций, мы не можем знать их все настолько полно, насколько это необходимо. Когда мы берем для сравнения факты из каждой страны, мы вы-
[173]
нуждены отбирать их поспешно, не обладая ни средствами, ни временем, чтобы подвергнуть их критике. В итоге получаются беспорядочные и поспешные обобщения, которые дискредитируют сравнительный метод в глазах многих интеллектуалов. Этот метод может дать надежный результат только тогда, когда применяется к настолько ограниченному числу обществ, что каждое из них можно изучить достаточно подробно. Важнейший момент здесь — выбрать те из них, исследование которых может оказаться наиболее плодотворным.
Кроме того, ценность фактов гораздо важнее, чем их количество. На наш взгляд, вопрос, насколько широко был распространен тотемизм, является совершенно вторичным 34. Тотемизм интересует нас главным образом потому, что, изучая его, мы надеемся открыть природные соотношения, которые позволят нам лучше понять, что такое религия. Итак, для установления этих соотношений не нужно нагромождать друг на друга множество опытов, более того, это не всегда полезно. Гораздо важнее обладать несколькими опытами, правильно полученными и действительно важными. Один[1]единственный факт может выявить закон, тогда как множество неточных и неясных наблюдений будет производить только путаницу. Ученый, работающий в любой отрасли науки, просто утонул бы в море открывающихся ему фактов, если бы не выбирал между ними. Нужно, чтобы он распознал те, которые обещают быть наиболее информативными, обратил на них внимание и на время оставил в стороне все прочие.
По этой причине мы намерены — за единственным исключением, которое мы укажем далее, — ограничить наше исследование австралийскими об-
_____
34. Мы не устанем повторять, что то значение, которое мы придаем тотемизму, совершенно не зависит от того, был он некогда универсальным феноменом или нет.
[174]
ществами. Они удовлетворяют всем только что перечисленным условиям. Эти общества являются совершенно однородными, поскольку — хотя среди них можно обнаружить вариации — все принадлежат к одному общему типу. Эта однородность настолько сильна, что формы общественной организации не просто одинаковы, но даже обозначаются одними и теми же или эквивалентными именами во многих племенах, порой обитающих довольно далеко друг от друга 35. Кроме того, австралийский тотемизм — это то, о чем мы обладаем наиболее полными сведениями. И наконец, в этой работе мы намереваемся исследовать самую примитивную и простую религию, которую только можно найти. Поэтому вполне естественно, что для ее обнаружения мы обращаемся к обществам, развитым настолько слабо, насколько это вообще возможно, ибо очевидно, что именно здесь у нас имеются наилучшие шансы найти и должным образом изучить такую религию. Итак, не существует обществ, более полно удовлетворяющих этим условиям, чем австралийские. Предельно рудиментарна не только их техника (дома и даже хижины здесь до сих пор неизвестны), но и их организация, которая также является наиболее примитивной и простой из всех известных на сегодняшний день. Именно ее в другой нашей работе мы назвали организацией на основе кланов 36. В следующей главе у нас будет возможность напомнить о ее основных чертах.
Однако, несмотря на то что мы избрали Австралию основной территорией нашего исследования, мы считаем, что будет лучше не оставлять совер-
____
35. Это случай фратрий и брачных классов. По этому поводу см.: Gillen F. J., Spencer В. Northern Tribes of Central Austra[1]lia. Ch. Ill; Howitt A. W. Op. cit. P. 109, 137-142; Thomas N. W. Kinship organisations and group marriage in Australia. Cambridge, 1906. Ch.VI-VII.
36. Durkheim E. Division du Travail social. 3rd ed. Paris, 1902. P. 150.
[175]
шенно без внимания общества, где тотемизм был впервые обнаружен, то есть индейские племена Се[1]верной Америки.
Такое расширение области сравнения вполне допустимо. Несомненно, эти народы более развиты, чем австралийцы. Их техника гораздо более продвинута: люди живут в домах или в палатках, есть даже укрепленные деревни. Размеры сообществ гораздо больше, и уже появляется централизация, которая полностью отсутствует в Австралии — мы находим здесь внушительные конфедерации под единым управлением, такие как у ирокезов.
Иногда мы обнаруживаем сложную систему классов, дифференцированных и иерархически выстроенных. Однако сущностные контуры общественной структуры остаются теми же, что и в Австралии: это всегда организация на основе кланов. Таким образом, мы имеем не два различных типа, а две разновидности одного типа, которые весьма близки друг к другу. Они представляют собой два последовательных этапа одной и той же эволюции, поэтому их однородность все еще достаточно велика, чтобы сравнение было возможным.
Вместе с тем такие сравнения могут принести свою пользу. Именно потому, что в техническом отношении индейцы более развиты, чем австралийцы, отдельные стороны общественной организации, которая присуща и тем и другим, легче изучать у первых, чем у вторых. Пока люди делают свои самые первые шаги в искусстве выражения мысли, наблюдателю нелегко понять, что движет ими, поскольку невозможно выяснить, что происходит в этих темных умах, самоосознание которых носит путаный и мимолетный характер. Например, их религиозные символы состоят исключительно из бесформенных сочетаний линий и цветов, чей смысл, как мы увидим, сложно разгадать. У них есть много жестов и движений, посредством которых выражаются внутренние состояния, но,
[176]
будучи мимолетными по сути, они легко ускользают от наблюдения. Вот почему тотемизм был раньше обнаружен в Америке, а не в Австралии, он был там гораздо заметнее, хотя и занимал сравнительно меньше места в совокупной религиозной жизни. Кроме того, везде, где верования и институты не зафиксированы хотя бы отчасти в определенной материальной форме, они более склонны к изменению под воздействием даже самых незначительных обстоятельств или к полному исчезновению из памяти. Поэтому в австралийских кланах есть нечто изменчивое, подобное Протею, тогда как соответствующая организация в Америке обладает большей стабильностью и имеет более четкие контуры. Следовательно, хотя американский тотемизм находится дальше от своих истоков, чем австралийский, все же есть некие важные черты, воспоминания о которых он лучше сохранил для нас.
Кроме того, чтобы лучше понять институт, не[1]редко имеет смысл проследить последовательные стадии его эволюции 37, ибо в некоторых случаях его значение становится более очевидным только тогда, когда он полностью развился. Таким образом, американский тотемизм благодаря своей долгой истории может быть полезен для прояснения некоторых аспектов австралийского тотемизма 38. В то же время он позволяет нам лучше понять, как тотемизм переплетается с последующими религиозны[1]ми формами, и зафиксировать его место в общем историческом развитии.
_____
37. Следует понимать, что это не всегда так. Как мы уже говорили, часто более простые формы помогают лучше понять более сложные. В этом отношении не существует методологического правила, автоматически применимого во всех возможных случаях.
38. Так, например, американский индивидуальный тотемизм по[1]может нам понять роль и значение австралийского. Поскольку последний находится в зачаточном состоянии, он, вероятно, мог бы остаться незамеченным.
[177]
Таким образом, в дальнейшем нашем исследовании мы не будем отказываться от использования определенных фактов, полученных из индейских обществ Северной Америки. Это не значит, что в этой работе мы собираемся изучать американский тотемизм 39. Подобное исследование должно осуществляться напрямую, ради него самого и не должно смешиваться с тем, которое мы собираемся предпринять здесь: оно ставит другие проблемы и подразумевает проведение целого ряда совершенно иных изысканий. Мы будем обращаться к американским фактам лишь как к вспомогательному материалу и только в том случае, если они будут полезны для правильного понимания австралийских фактов. Именно эти последние составляют действительный и непосредственный объект нашего исследования 40.
_____
39. Ко всему прочему, в американском тотемизме существует не единственный тип, но несколько отдельных разновидностей, которые следует различать.
40. Мы будем выходить за пределы круга этих фактов только в исключительных случаях, когда, на наш взгляд, будет напрашиваться чрезвычайно поучительное сравнение.
[178]
Цитируется по изд.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемная система в Австралии. М., 2018, с. 161-178.