Силлабус

«Силлабус, или Список важнейших заблуждений нашего времени» был опубликован вместе с энцикликой «Кванта кура» 8 декабря 1864 года. Этот документ направлен не только против буржуазной демократии, либерализма, прогрессивной общественной мысли, социализма и коммунизма, но и против либерального католического движения, искавшего пути согласования католицизма с буржуазной демократией, прогрессом и наукой. «Силлабус» может рассматриваться как декларация воинствующего мракобесия и в то же время как выражение бессилия последнего противостоять тому, что уже победило и побеждало в тогдашнем мире.

«Силлабус» состоит из 80 параграфов, в которых папа Пий IX осуждает не только то, что в какой-то мере относится к критике католического учения, но и разум, науку — поскольку они противоречат вере, демократию — поскольку она противоречит традиционной связи церкви с монархическими режимами, свободу совести и религиозную терпимость — поскольку это угрожает монопольному положению католической церкви в области религиозной.

В первых двух разделах осуждаются пантеизм, натурализм и рационализм. Осуждаются положения, что бог и мир — одно и то же, что человеческий разум не имеет никакого отношения к богу и является единственным судьей истинного и ложного, что чудеса и пророчества Библии «суть поэтические вымыслы» и мифы, что философия должна изучаться независимо от религии, что схоластика не соответствует потребностям нашего времени и прогрессу. «Силлабус» восставал против человеческого разума, свободы научного исследования, требовал подчинения науки религии.

В третьем разделе «Силлабуса» осуждаются положения о том, что «всякий человек свободен принимать и исповедовать ту религию, которую он, руководясь светом разума, признает за истинную», что «при исповедании всякой религии люди могут найти путь к вечному спасению», что протестантизм есть лишь форма христианства, «в которой можно так же угодить богу, как и в церкви Католической».

Четвертый раздел «Силлабуса» направлен против социализма и коммунизма, а заодно и библейских обществ и обществ клерикально-либеральных.

В разделе пятом говорится о «заблуждениях» относительно прав церкви — осуждаются взгляды, что церковная власть должна действовать с согласия светских властей, что церковь не имеет права пользоваться силой, что служители церкви и папа должны быть отстранены от светской власти, а церковный суд для гражданских дел следует уничтожить. В этом разделе (§ 38) папа выступал против мнения, будто «разделению церкви на восточную и западную содействовали чрезмерные произвольные деяния римских первосвященников».

В шестом разделе «Силлабуса» речь идет о «заблуждениях», касающихся взаимоотношения церкви и государства. К таковым относится тезис о том, что при столкновении светских и церковных законов первенство принадлежит первым, что светская власть может вмешиваться в дела религии и нравственности, что школьное дело должно находиться в ведении светских властей, быть освобождено от руководства и влияния церкви и, наконец, что церковь должна быть отделена от государства, а государство от церкви.

Седьмой раздел «Силлабуса» перечисляет «заблуждения» относительно нравственности, в частности папа выступает против мнения, будто законы нравственности не нуждаются в божественном освящении.

В восьмом разделе заблуждением объявляется мнение о том, что брак — не таинство, установленное Христом, что брак можно расторгнуть, что вопросы брака касаются светских властей, а не церкви.

В девятом разделе «Силлабуса» говорится о «заблуждениях», касающихся светской власти римских пап. Осуждается мнение о том, что уничтожение светской власти римских пап было бы полезным для церкви, способствовало бы ее свободе и процветанию.

Наконец десятый раздел «Силлабуса» — о «заблуждениях, связанных с современным либерализмом». Он заканчивается параграфом, в котором осуждается положение о том, что «римский первосвященник может и должен примириться и согласоваться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией».

С таким оружием, как «Силлабус», папство могло выступать и выступало в средние века. Во второй половине XIX века это уже не годилось. Буржуазия была заинтересована в том, чтобы церковь и папство помогали ей бороться против научного социализма, против революционного рабочего движения. «Крестовый поход» папы против буржуазного либерализма, науки и разума был не тем средством, которое могло успешно служить этой цели. Именно поэтому «Силлабус» способствовал подрыву авторитета папства.

Современные апологеты папства стараются оправдать деятельность Пия IX, утверждая, что своим «Силлабусом» он хотел осудить лишь частные случаи, а не провозгласить универсальные принципы. «Силлабус», пишут они, не является непогрешимым документом, т. е. таким, с которым папа выступает, когда говорит как учитель всех христиан. На самом деле это не так: «Силлабус» был разослан с письмом статс-секретаря папы кардинала Антонелли всем патриархам, примасам, архиепископам и епископам в качестве руководства, и папа выступил в данном случае именно как учитель всех христиан. Кстати, «Силлабус» не отменен преемниками Пия IX.

Цитируется по изд.: Шейнман М. От Пия IX до Павла VI. 1979, с. 10-12.