Кормчие книги

КОРМЧИЕ КНИГИ (др.-рус. кърмьчий - рулевой, правитель) - сборники апостольских, соборных и епископских правил и посланий, законов светской власти и других материалов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде в славянских странах. Восходят к византийским номоканонам. Кормчие книги являются важным источником по истории церкви, социально-экономического и политического строя, права, общественно-политической мысли, культурных связей восточных и южных славянских стран средневековья.

Древнейшая известная славянская кормчая книга - Номоканон Иоанна Схоластика в 50 титулах (главах), переведенный во 2-й половины 9 века, по мнению ряда ученых, Мефодием (старший Устюжский список конца 13 века). При переводе были отобраны правила, соответствующие местным условиям, к ним присоединен судебник Закон судный людем. Кормчая в XIV титулах без толкований пополнена собранием императорских новелл в 87 главах; переведена в Болгарии во 2-й половине 9 века (старший Ефремовский список конца 11 - начала 12 веков). Номоканон патриарха Фотия с толкованиями законов и правил переведен в 1-й половине 13 века при участии Саввы Сербского. Эта Сербская редакция кормчей книги получила большое распространение на Балканах и на Руси (старшие списки: сербский Иловицкий 1262 года, русский Рязанский 1284 года). Дополнялась местными законодательными памятниками - Литовским статутом, княжескими уставами и др. Наибольшее распространение на Руси получила Владимирская редакция, созданная на соборе 1274 года на основе трех прежних кормчих книг с добавлением русских правил, в том числе вопрошаний Кирика и правил собора. На основе этой редакции были созданы Владимиро-Волынская кормчая 1286 года, украинская Лукашевичская кормчая 14 века (сохранились в списках 16 века) и несохранившаяся Переславль-Залесская обработка 1280 года, впервые названная «кормчей» и включившая «Летописец вскоре», сочинения Кирилла Туровского и др. Новгородская обработка Переславльской кормчей, дошедшая в Синодальном списке 1280-1282 годов или после 1283 года, включила также Русскую правду, уставы Владимира и Святослава и др. Варсонофьевская кормчая книга представляет другую обработку Переславльской редакции. Эти ранние русские обработки 13 века (после монгольского нашествия) свидетельствуют о возрождении на Руси национального самосознания. Новгородская кормчая книга лежит в основе ряда других обработок, отражающих общественно-политическую борьбу 14-16 веков: Чудовской 14 века, соединившей кормчие книги со сборником «Мерило праведное», Софийской и Мясниковской конца 14 - начала 15 веков, сводных и др. Ценными для изучения идеологической борьбы 15-16 веков являются кормчие книги с тематическим подбором правил, составленные для обоснования своих взглядов представителями враждебных лагерей (Вассианом Патрикеевым, Нифонтом Кормилицыным, Иваном Волком Курицыным и др.).

Я. Н. Щапов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Срезневский И. И., Обозрение древних рус. списков кормчей книги, СПБ, 1897; Тихомиров М. Н., Исследование о "Русской Правде", М.-Л., 1941; Троицки С. В., Како треба издати Светосавску крмчиjу (Номоканон са тлумачењима), "Српска Академиjа наука. Споменик", т. 102, Одељење друштвених наука. Нова сериjа, т. 4, Београд, 1952; Бегунов Ю. К., Кормчая Ивана Волка Курицына, "Тр. ОДРЛ", т. 12, М.-Л., 1956; Щапов Я. Н., К истории текста Новгородской Синодальной кормчей, в кн.: Историко-археологический сб., М., 1962; Zuzek I., Kormcaja kniga. Studies on the chief code of Russian canon law, Roma, 1964.

Понятие: