Способности

Изобразительные способности

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - синтез свойств личности, которые являются субъективными условиями дли занятия успешной изобразительной деятельностью, художественным творчеством. Исторически изобразительные способности развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления изобразительных способностей имеют наследственность и обучение.

Способности (Лопухов)

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью или являющиеся условием успешной деятельности. Выступают как диалектическое единство анатомических, физиологических, психических индивидуальных врожденных качеств человека и качеств, приобретенных в сложной системе социальных отношений в процессе социализации. Качественно высокий уровень развития способностей называется талантом, высший — гениальностью. Талант — высокий уровень развития способностей, когда либо сама деятельность, либо ее продукт отличается подлинной новизной, высокой степенью совершенства, общественной значимостью и пользуется широким общественным признанием...

Способности (Коджаспирова)

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Способности   педагогические — обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности. Различают виды способностей педагогических: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей)...

Способность (Конт-Спонвиль)

СПОСОБНОСТЬ (FACULTE). Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что-либо, вспоминать... Трудность состоит в том, чтобы все многообразие способностей, кажущееся фактом, установленным из опыта, связать с единством разума или мозга, без которых никакого опыта быть не может. В этом плане гораздо лучше, чем философия, нас просветит нейробиология. «Учение о способностях», как его именовали раньше, теперь уступило место познавательным наукам.

Способности (Подопригора)

СПОСОБНОСТИ — характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определенного рода деятельности, глубину и прочность усвоения ее способов и т. д. В иерархически представленной структуре личности способности занимают место над навыками и умениями, выступая в качестве средств их регулирования и развития. 

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 419.

Способности (Фролов)

СПОСОБНОСТИ — в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально способности представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой-либо деятельности. Наиболее общая способность человека — чувствительность. Под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

Способность суждения

СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ (нем. Urteilskraft) — в кантовской философии обозначение одной из познавательных способностей. В широком смысле С.с. совпадает со способностью мышления вообще, т.к. суждение является, по Канту, фундаментальным актом мышления. В узком смысле, под С.с. как важным посредствующим звеном между рассудком и разумом Кант понимает процесс подведения единичного под общее или общего под единичное.

Познавательные способности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К П.с. относятся ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, аналогия, анализ, синтез. В теории познания велась продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволял бы избавляться от ненадежности знания, от обвинений в скептицизме, служил бы надежной основой познавательной деятельности. Эта дискуссия привела к появлению двух основных направлений в теории познания — эмпиризма и рационализма и выявила основные ее проблемы — существования подлинной реальности и врожденных познавательных способностей. Были предприняты также попытки выявления принципиальных оснований классического идеала научности: понятий субъекта и объекта познания, понятия опыта, категориальных принципов познавательной деятельности. Понятие идеала научности исторически меняло свое содержание: теология (средние века), юриспруденция (с XII в.), механика, математика, опытное естествознание, математическое естествознание, логика и пр...