Познавательные способности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека. К П.с. относятся ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, индукция, аналогия, анализ, синтез. В теории познания велась продолжительная дискуссия по вопросу о достоверном базисе знания, который позволял бы избавляться от ненадежности знания, от обвинений в скептицизме, служил бы надежной основой познавательной деятельности. Эта дискуссия привела к появлению двух основных направлений в теории познания — эмпиризма и рационализма и выявила основные ее проблемы — существования подлинной реальности и врожденных познавательных способностей. Были предприняты также попытки выявления принципиальных оснований классического идеала научности: понятий субъекта и объекта познания, понятия опыта, категориальных принципов познавательной деятельности. Понятие идеала научности исторически меняло свое содержание: теология (средние века), юриспруденция (с XII в.), механика, математика, опытное естествознание, математическое естествознание, логика и пр. Обычное понимание субъекта познания как человека или научного сообщества постепенно уступило место гносеологической абстракции. К субъекту познания стали относить П.с., позволяющие достигать объективной истины и сохранять интерсубъекгивность знания. Попытки достижения этих целей привели к выявлению двух уровней знания: эмпирического (результаты деятельности органов чувств, именно они были названы опытом) и рационального (результаты разумной деятельности, теоретический уровень познания). Одновременно были выведены за пределы субъекта познания специфически индивидуальные качества человека, которые квалифицируют его как личность и которые, с точки зрения этой концепции «мешали» достижению объективной истины. По меткому выражению В. Дильтея, в жилах такого субъекта познания вместо живой крови тек разжиженный сок разума. Такое понимание субъекта познания было совершенно непригодно для гуманитарных наук, да и в методологии естественных наук сейчас используется для решения весьма ограниченного класса задач. Так понимаемому субъекту соответствует такой объект познания, который связан с ним не прямо, а через систему познавательных средств, сведенных к общим естественным познавательным способностям и созданным материально-техническим средствам. Субъект взаимодействует с объектом через предпосылки, гносеологической идеализации, абстракции, от которых тоже зависит соответствие знания действительности.
Многообразие видов П.с. говорит о том, что основных среди них безотносительно к определенной цели познания просто не существует. Выбор предопределен целями и задачами познавательной деятельности, и он усложняется, если учесть, что само познание имеет разный характер: оно может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных и технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 420.