Даршана (Кузнецов, 2007)

ДАРШАНА (санскр., букв.: видение, познание, точка зрения) — общее название философских систем в Индии, оформившихся к середине 1-го тысячелетия. Знание в них считалось не просто результатом рационального познания действительности, но также продуктом некоего озарения, постижения внешней реальности, скрытой от обычных познавательных способностей людей. Традиционно основные Д. делятся на астика (признающие авторитет вед) — санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта — и настика (см. Джайнская философия) (не признающие авторитета вед) — чарвака-локаята, джайнизм и буддизм.

Развитие их учений проходило в условиях свободных дискуссий, всегда занимавших важное место в культурной жизни Индии. Наличие такого диалога создавало условия для обмена идеями: Д. легко перенимали друг у друга отдельные идеи и целые концепции, если это не подрывало их собственные основания и усиливало позиции. Единство религиозно-философских систем обусловливалось специфической формой текстовой деятельности. В каждой системе существовал свой базовый текст, написанный в форме сутр (исключение составляет только система санкхья, базовый текст которой был написан в форме стихов-карик, а соответствующие сутры были созданы позднее) и открывавший определенные горизонты для развития теории; вокруг сутр выстраивалась целая система эгзегетических сочинений, которые делятся на три вида: варттика (комментарий в форме дискуссии по спорным вопросам): бхашья (комментарий-объяснение или разработка проблем, представленных в сутрах): тика (субкомментарий, или толкование, уделяющее внимание деталям учения). Весь комплекс сутр с комментариями и субкомментариями назывался «шастра» (наука, учебник).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 128-129.

Понятие: