Ньяя

Ньяя и вайшешика

Две эти философские системы, зарождение которых относится к самому началу нашей эры, а окончательное оформление — к эпохе Гуптов, были очень тесно связаны друг с другом. И это не было случайностью. Их роднила тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы, хотя первая акцентировала внимание на проблемах гносеологии, выражая особый интерес к инструменту познания — логике (в дальнейшем слово «ньяя» стало означать «логика»), а вторая — на учении о бытие и составляющих его сущностях.

Ньяя (Фролов, 1991)

НЬЯЯ — одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии. В учении Ньяя особенно большую роль играли логика и гносеология. Возникновение Ньяя связано с именем древнего мифического мудреца Готамы. Ньяя-сутры были записаны во 2 веке. По учению Ньяя, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть как в свободном состоянии, так и связанными с материальными атомами.

Ньяя (Кузнецов, 2007)

НЬЯЯ (санскр., буквально: правило, основание, метод, заключение, вывод, логика) — система индийской философии из числа ортодоксальных, созданная около II в. Гаутамой-Акшападой и сохранившаяся до настоящего времени. Ее характерной особенностью является интерес к эпистемологическим и логическим проблемам. Базовым текстом системы являются «Ньяя-сутры» Гаутамы, в которых с самого начала провозглашается: «Высшее счастье достигается через познание XVI категорий» (Нья-сутры, 11,1), и далее перечисляются чисто эпистемологические категории, вроде инструментов достоверного знания, элементов силлогизма, элементов аргументации и т. п...