Познание

Познание вещественного мира

Понятие, которое Декарт составил о душе, привело его к определенному понятию о веществе. Как относительно души, так и относительно вещества, можно сказать, что он первый дошел до ясного и отчетливого его понимания. Он отнял у вещества всякую тень чего-либо субъективного, и потому сделал его мертвым в полном смысла слова (интересно заметить, что, говоря о мертвенности вещества, мы, очевидно, употребляем отрицательное выражение; мы утверждаем, что к сущности вещества принадлежит отсутствие жизни, так что сперва нужно знать, что такое жизнь, и потом только можно будет понять эту черту вещества)...

Идеальное познание

ИДЕАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - одно из основных понятий духовно-академической философии, вид познания, обращенный к сверхчувственному бытию и оперирующий идеями - понятиями, выходящими за пределы чувственного и эмпирического познания. Сформулировано в трудах Голубинского, использовалось в гносеологических построениях представителей логико-рационалистического направления духовно-академической философии - В. Н. Карпова, Кудрявцева-Платонова, А-я. И. Введенского.

Познание социальное

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – представляет собой познание специфических объектов – общества, культуры, человека. Разделяется на донаучное, вненаучное и научное. Донаучное социальное познание – это предшествующие науке формы познавательного освоения социальных объектов – мифологические, магические, осуществляемые в повседневной жизни и специализированных практиках – политической, юридической, художественной и др. С появлением научного социального знания многие из донаучных форм социального познания трансформируются во вненаучные, осуществляя свои познавательные функции одновременно с наукой.

Познание (НФЭ, 2010)

ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Всякая философская концепция познания выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций.

Чувственное познание

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В. И. Ленина из его работы «Философские тетради»). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято.

Историческое познание

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 1) специализированная подсистема исторического сознания (3); 2) рефлексия над исторической жизнью (2); 3) процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов (1). Историческое познание представляет собой когнитивную деятельность субъекта, включающую: а) интериоризацию исторической информации о предмете познания; 2) превращение информации в историческое знание; 3) экстериоризацию исторического знания в социокультурных коммуникациях.

Познание (Барнесс, 2000)

ПОЗНАНИЕ (COGNITION). Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие — слишком широкими (например, определение Кеслера: “Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении”).

Задача познавательная

ЗАДАЧА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств. Система задач познавательных сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности задач познавательных.

Условия познания

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов (состояние атмосферы, вакуума, различные поля и т. п.), который опосредованно взаимодействует с объектами познания, а также средства исследования этих объектов — системы референций и измерительные инструменты и приборы, сконструированные исследователями на основе определенных предпосылок.

Познание (Лопухов, 2013)

ПОЗНАНИЕ — процесс активного отражения и воспроизведения окружающей действительности в сознании человека, в образном и понятийном мышлении; постижение закономерностей существования и развития объективного мира и его отдельных фрагментов, постижение всего того, что выработало человечество и что стало неотъемлемой принадлежностью человеческой -культуры, в том числе и то, что составляет систему ценностей. Результатом познания является получение нового знания об окружающем мире.

Страницы