Праздники Православной церкви
ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В христианстве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа — Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница).
Праздничный календарь православной церкви характеризуется высокой насыщенностью. Входящие в него праздники делятся (по объекту прославления) — на Господние, Богородичные и в честь почитаемых святых; по степени значимости — на великие, средние и малые; по датам празднования — на переходящие (т. е. не имеющие фиксированной даты) и непереходящие.
Главный праздник православной церкви, "праздников праздник и торжество из торжеств"
— Светлое Христово Воскресение, Пасха Христова;
К великим праздникам относятся так называемые двунадесятые праздники, 8 из которых являются Господними и 4 — Богородичными. Господние праздники, в последовательности событий, которым они посвящены, следующие:
— Вознесение Господне — праздник переходящий, падает на 40-й день после Пасхи. Посвящен вознесению Иисуса Христа на небо с горы Елеон (близ Иерусалима) в присутствии его учеников, о чем повествуют Евангелия.
— Воздвижение креста Господня.
Остальные 4 двунадесятые праздника посвящены Богородице:
— Рождество Пресвятой Богородицы;
— Благовещение Пресвятой Богородицы;
— Успение Пресвятой Богородицы.
Кроме двунадесятых к великим церковь относит следующие праздники:
— Обрезание Господне (14 января) — установлен в память совершенного над младенцем Иисусом на 8-й день после его рождения иудейского обряда с наречением ему имени Иисус (древнеевр. — Иегова спасает).
— Рождество Иоанна Предтечи (7 июля) — последнего пророка Ветхого Завета, возвестившего скорое наступление Царства Божия и приход Мессии, выступившего в качестве его предшественника ("предтечи"), крестившего Иисуса в водах Иордана. На Руси этот христианский праздник в традиционном праздничном быту наложился на языческий праздник летнего солнцестояния Купалы и в простонародье получил название Ивана Купалы.
— Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля). Петр — один из самых близких учеников Иисуса, первым назвал его "Христом", т. е. Мессией, а сам Петр был назван "камнем", на к-ром основана церковь (Мф. 16:16—18). Павел, воспитанный в духе строгого следования традициям иудаизма, первоначально был гонителем христиан. Пережив духовный перелом, он из гонителя превращается в ревностного приверженца и бесстрашного проповедника учения Иисуса Христа. Во время преследования императором Нероном христиан, обвиненных в поджоге Рима в 64, оба ап. были осуждены на смерть. Согласно церк. преданию, их казнь произошла 12 июля. Павел был обезглавлен, а Петр распят на кресте, причем, по его просьбе, вниз головой. Празднику предшествует пост, продолжительность которого (от 1 до 6 недель) зависит от дня празднования Троицы. Пост начинается спустя неделю после этого праздника.
— Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Иоанн, заключенный в темницу за обличение порочной жизни галилейского тетрарха Ирода Антипы, вступившего в брак с женой своего брата Ирода Филиппа Иродиадой, был обезглавлен. Это решение тетрарх принял в ответ на просьбу своей незаконной жены. День постный.
— Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) — праздник установлен в память явления Богоматери, которое, согласно благочестивому преданию, было св. Андрею юродивому и его ученику Епифанию в 910 году во Влахернском храме Константинополя. В это время городу угрожали арабы. Явление Богородицы, распростершей над молящимися в храме свой омофор (длинная и широкая полоса материи с изображенными на ней крестами), было воспринято как знак того, что враги не смогут одолеть византийцев. Ободренные, последние отбили арабов. На Руси Покров связывался со скорым наступлением зимы, со снегом, укрывающим землю ("Покров — покрой!"). Девушки, желающие выйти замуж, просили: "Мать—Покров, покрой мать — сыру землю и меня молоду".
К числу средних праздников относятся: еженедельное Воскресенье как "малая Пасха", дни почитания некоторых особо чтимых икон Божией Матери — "Владимирской", "Всех скорбящих радость", "Знамение", "Иверской", "Казанской", "Почаевской", "Смоленской", "Тихвинской", праздник архангела Михаила (21 ноября), пророка Илии (2 авг.), Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского (22 мая и 19 декабря), Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября), Серафима Саровского (15 января и 1 августа) и некоторые др. праздники.
Особый вид праздников составляют так называемые престольные (храмовые) праздники. Для каждого храма таковым является один из праздников правосл. церкви, к-рому он посвящен. Если в храме несколько приделов (престолов), то количество храмовых (престольных) праздников — соответствующее. Аналогичным образом и монастыри имеют свои монастырские праздники.
Наконец, каждый правосл. христианин имеет свой личный праздник — День ангела (в просторечии — именины). Получая при крещении правосл. имя, каждый человек тем самым обретает своего небесного покровителя (ангела). День, посвященный ему в календаре правосл. церкви, и является личным праздником человека, носящего его имя.
Ю. П. Зуев, Л. А. Тульцева
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 379-385.