Гуны

Гуны

ГУНЫ (санскр. gunִa) — одно из основополагающих понятий философии санкхьи, концентрирующее в себе своеобразие ее онтологии.

В древнейших версиях эпической санкхьи (Махабхарата XII. 212, 267) гунами называются и способности восприятия (индрии), и их объекты. У Панчашикхи эти гуны как реалии индивидуального существования обусловливают три рода ментальных состояний (ведана): саттву — радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума; раджас — неудовлетворенность, расстройство, печаль, алчность, беспокойство; тамас — неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность. В список гунн у Асита Дэвалы включаются также три способности познания и сами указанные состояния, причем отмечается, что гуны связаны с телом и «погибают» после его разрушения...

Гуны (Ильичёв, 1983)

ГУНЫ (санскр. гуна, буквально — качество, нить), в древнеиндийской мысли субстанции-силы, входящие в состав пракрити и направляющие её развитие в определенном направлении. Учение о гунах получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх гун (подобно канату, сплетённому из трёх отдельных верёвок) — саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в том числе приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса — пассивного, отрицательного начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п...