Аффект

О. Домье. Драма.

АФФЕКТ (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — кратковременное состояние сильного возбуждения, выраженная эмоциональная реакция в ответ на раздражитель.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 37.

Аккумуляция аффекта

АККУМУЛЯЦИЯ АФФЕКТА (от лат. асcmulatio — накопление и affectus — волнение, страсть). Аффективный процесс, который характеризуется накоплением в течение более или менее продолжительного времени незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и плохо управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Синоним. Аффективный застой.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 20.

Аффект (НФЭ, 2010)

АФФЕКТ (лат. affectus — переживание, душевное волнение, страсть) — термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т. п.); обычно сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде т. н. аффективных комплексов.

Аффект неадекватности

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех, неудачу. Характерно или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме. Это состояние связано с нежеланием установить адекватный контакт с окружающими и является реакцией защитной, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности.

Аффект (Головин, 2001)

АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу.

Аффекты (Барнесс)

АФФЕКТЫ (AFFECTS). Комплексные психофизиологические состояния, включающие субъективные переживания, а также когнитивные и физиологические компоненты. Существуют различные признаки, по которым различаются чувства, эмоции и аффекты. Чувства — это основные, субъективно переживаемые состояния, которые могут быть блокированы от сознания; эмоции суть внешне наблюдаемые проявления чувств; понятие аффекта относится ко всем связанным с этим феноменам, многие из которых бессознательны.

Аффект (Юнг)

Аффект. Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления. Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом.

Аффекты (Рапацевич)

АФФЕКТЫ - кратковременные душевные волнения, возникающие внезапно под влиянием травмирующих ситуаций, эмоций отрицательного характера (стыд, обида, недоумение и др.). Различают стенические, или возбуждающие, аффекты: радость, гнев, ненависть - и астенические, или тормозящие, аффекты: страх, тоска. Эмоциональное напряжение, лежащее в основе аффектов, сопровождается побледнением или покраснением кожи лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ, конечностей и др. Аффекты могут возникать у психически здоровых людей, у детей чаще всего при неустойчивой нервной системе.

Аффективные нарушения

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ - расстройства эмоционально-волевой сферы. Аффективные нарушения проявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие). Аффективные нарушения могут возникнуть в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы. Аффективные нарушения у детей нередко возникает вследствие неправильного воспитания. Одним из проявлений аффективных нарушений является т.н.

Аффект (Коджаспирова)

АФФЕКТ (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах — при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в котором ученики находились во время их совершения. Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние аффекта неадекватности приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии аффекта неадекватности становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.

Аффект (Шапарь)

АФФЕКТ (лат. affectus — душевное волнение) — относительно кратковременное, сильное и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние и т. п. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний: крик, плач и т. п. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В основе его лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить. А. развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в ходе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях. Другая важная регулирующая функция А. в образовании специфического опыта — аффективных следов («аффективных комплексов»), проявляющихся при столкновении с отдельными элементами породившей А. ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении...

Страницы