Эрос

Эрос (Зеленский, 2000)

ЭРОС (Eros) — в греческой мифологии, поэзии и культе бог любви — персонификация любви, космогоническая сила природы; психологически Эрос олицетворяет связующее начало, функцию связи, родства (см. также логос). Как принцип психической активности соответствует, по мнению Юнга, женской психологии. В данном контексте соответствующий принцип в мужской психологии — логос. Правда, во многих случаях Юнг считает возможным сосуществование эроса и логоса в пределах одного индивида любого пола.

В более широком глубинно-психологическом смысле Эрос как принцип персонифицирует жизненную силу в отличие от Танатоса — бога смерти, который персонифицирует инстинкт смерти. Здесь фигура Эроса ближе к поэтической-метафоре, уместность которой связана и с тем, что Эрос был тайным возлюбленным Психеи...

Теория эроса

В свете этого открытия проблема психической травмы была решена самым неожиданным образом, а на ее место встало исследование проблемы эротического конфликта, который, как показывает наш пример, содержит множество ненормальных элементов и с первого взгляда не может сравниться с обыкновенным эротическим конфликтом. Особенно поразительно и почти неправдоподобно то, что именно предлог пациенткой осознается, в то время как ее действительная страсть остается от нее скрытой. В данном случае, конечно, бесспорно, что действительное отношение было покрыто тьмой, а ложное всецело занимало сферу сознания. Если мы сформулируем эти факты теоретически, то придем к следующему результату: в неврозе существуют две тенденции, находящиеся в строгой противоположности друг к другу, одна из которых — бессознательна...

Эрос (НФЭ, 2010)

ЭРОС [греч. ἔρως – (сильное) желание, любовь, как персонификация – Эрот, в греческой мифологии, поэзии и культе – бог любви; лат. Amor – Амур или Cupido – Купидон] – в мифопоэтических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, «древнейший из богов» (Платон, «Пир» 178 d), не имеющий родителей. Так, в «Теогонии» Гесиода (ст. 116 слл.) Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля (Met. 984b23): Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила...

Эрос (Грицанов, 1998)

ЭРОС (греч. eros - любовь) - 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности, 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Э. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием соответствующих философских идей (главным образом Платона и Эмпедокла). Наиболее систематически идею об Э.

Эрос (Подопригора, 2013)

ЭРОС [греч.  ἔρως  — любовь]— 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Эрос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии XX в.

Эрос (Кузнецов, 2007)

ЭРОС — древнегреческое понятие, по преимуществу связанное с платонической традицией, обозначает особый род любви, отличный от филии Эмпедокла и христианской агапэ. У Платона («Пир», «Федон» и др.) и в платонизме Э. — побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, Добра и Красоты. Согласно мифологическому учению об Э., изложенному в «Пире» Платона, Э. — не бог, а демон, некий полубог, рожденный от Пороса-богатства и Пении-бедности, а потому стремящийся к мудрости и красоте, но не обладающий ими вполне. Таким образом, Э. служит посредником между двумя мирами, он соединяет в себе идеальную природу с чувственной, добро со злом, мудрость с невежеством. Эротическая любовь в таком случае трактуется как ностальгия по абсолютному, как влечение несовершенного к совершенному с тем, чтобы восполнить собственную неполноту. Ее низшее проявление — половая любовь, служащая рождению тела, чем увековечивается смертная природа живых существ. Высшее проявление Э. в душах добродетельных также побуждает их к рождению, но не в смертном мире, а в красоте и бессмертии умного мира...