Эпистемология

Натуравизированная эпистемология

НАТУР АВИЗИРОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. naturalized epistemology) - понятие, введенное У.В.О. Куайном в одноименной статье 1969 году для обозначения программы в эпистемологии, которая должна отказаться от традиционных претензий на установление оснований и предписывание норм познанию и заняться вместо этого объяснением того, как реально работают познавательные механизмы человека. Прежде всего, нужно показать, как из относительно ограниченных сенсорных данных, которые люди получают «на входе», они производят богатый массив знаний и теорий о мире «на выходе».

Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки. Главный тезис эволюционной эпистемологии (или, как ее обычно называют в германоязычных странах, эволюционной теории познания и знания) сводится к допущению, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. В отличие от многих других эпистемологических школ и направлений эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием Homo sapiens — она не только создала когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, но и, по-видимому, оказалась непременным условием ее удивительно быстрого прогресса за последние 10 тыс. лет...

Эпистемология (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание) — раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания. Чаще всего эпистемология отождествляется с теорией познания, гносеологией как разделом философского знания. Вместе с тем достаточно распространена точка зрения, согласно которой предмет эпистемологии отличается от предмета гносеологии и выходит за рамки чисто философского исследования. В этом смысле эпистемология исследует объективные формы знания, отвлекаясь как от особенностей познающего субъекта, так и от сопоставления знания с объективной реальностью. Обоснованием такого понимания «эпистемология без познающего субъекта» служит теория «трех миров» К. Поппера: существуют реальный мир, мир состояний сознания, человеческой субъективности и мир чистого знания вне сопоставления с объективной реальностью, отвлекающийся от человеческой субъективности. Этот последний, «третий мир» и есть предмет эпистемологии.

Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — современная теоретико-познавательная концепция, рассматривающая познание как «свернутую» форму предметных действий. Идеи Э. Э. разрабатывались швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Идеи эволюционной теории развития научного знания присутствуют в работах К. Поппера. Сторонниками этой концепции являются К. Лоренц, Э. Ойзер, Г. Фоллмер (Германия). Ж. Пиаже рассматривал познание как особую форму структурирования отношений между средой и организмом. Познавательно-интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность операций, которые являются интериоризированными (помещенными «внутрь» субъекта) действиями. Задача познания — равновесие между средой и организмом, отсюда вытекает общность всех познавательных структур, складывающихся в относительно сходных условиях. Принципиальных различий в познавательной деятельности человека и животного нет...

Эпистемология (Грицанов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "субъект - объект", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание".

Генетическая эпистемология

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - направление в эпистемологии, исследующее формирование когнитивных структур у человека в онтогенезе. Г.э. исходит из принципиальной установки сочетания эмпирических данных психологии развития и логического подхода, с помощью которого формализуются этапы или периоды когнитивного развития. Основоположником Г.э. является швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже. Пиаже солидарен с Кантом по поводу активной конструирующей роли субъекта, но отрицает статичность когнитивных структур.

Эпистемология (Конт-Спонвиль)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (EPISTEMOLOGIE). Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания; она задается вопросом об условиях, в которых возможны науки. Эпистемология смотрит на ту же проблему «снизу», интересуясь не столько условиями существования наук, сколько историей, методологией, понятийным аппаратом и парадигмой каждой из них.

Эпистемологическая преграда

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕГРАДА (OBSTACLE EPISTEMOLOGIQUE). «Пытаясь определить психологические условия прогресса науки, — пишет Башляр, — довольно скоро приходишь к убеждению, что проблему научного познания следует рассматривать в терминах преград» («Формирование научного ума», I). Познание не есть чистая доска, в познании мы никогда не начинаем с нуля и всегда познаем новое «против прежде существовавшего знания», неважно, носит оно эмпирический или же научный характер. «Сталкиваясь с научной культурой, разум никогда не бывает молодым.

Эпистемология (Фролов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание и logos - учение, слово) — теория познания, гносеология. Термин «Эпистемология» употребляется в английской и американской, реже во французской и немецкой буржуазной философии. Введение термина «Эпистемология» приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье («Основы метафизики», 1854), делившему философию на онтологию и эпистемологию.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 543.

Эпистемология (Кузнецов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. ἐπιστήμη  - знание, умение и λόγος, — слово, учение) — теория познания, гносеология — важнейшая часть теоретической философии, которая, начиная с Нового времени (Декарт, Бэкон) и особенно благодаря Канту, постепенно выделяется в самостоятельную философскую дисциплину. Этот процесс завершается в XIX в., когда и вводятся новообразованные термины epistemology (в англоязычных и франкоязычных странах) и Erkenntnistheorie (в Германии).

Страницы

Subscribe to RSS - Эпистемология
Яндекс.Метрика