Эпистемология

Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки. Главный тезис эволюционной эпистемологии (или, как ее обычно называют в германоязычных странах, эволюционной теории познания и знания) сводится к допущению, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. В отличие от многих других эпистемологических школ и направлений эволюционная эпистемология исходит из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием Homo sapiens — она не только создала когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, но и, по-видимому, оказалась непременным условием ее удивительно быстрого прогресса за последние 10 тыс. лет...

Эпистемология (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание) — раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания. Чаще всего эпистемология отождествляется с теорией познания, гносеологией как разделом философского знания. Вместе с тем достаточно распространена точка зрения, согласно которой предмет эпистемологии отличается от предмета гносеологии и выходит за рамки чисто философского исследования. В этом смысле эпистемология исследует объективные формы знания, отвлекаясь как от особенностей познающего субъекта, так и от сопоставления знания с объективной реальностью. Обоснованием такого понимания «эпистемология без познающего субъекта» служит теория «трех миров» К. Поппера: существуют реальный мир, мир состояний сознания, человеческой субъективности и мир чистого знания вне сопоставления с объективной реальностью, отвлекающийся от человеческой субъективности. Этот последний, «третий мир» и есть предмет эпистемологии.

Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — современная теоретико-познавательная концепция, рассматривающая познание как «свернутую» форму предметных действий. Идеи Э. Э. разрабатывались швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Идеи эволюционной теории развития научного знания присутствуют в работах К. Поппера. Сторонниками этой концепции являются К. Лоренц, Э. Ойзер, Г. Фоллмер (Германия). Ж. Пиаже рассматривал познание как особую форму структурирования отношений между средой и организмом. Познавательно-интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность операций, которые являются интериоризированными (помещенными «внутрь» субъекта) действиями. Задача познания — равновесие между средой и организмом, отсюда вытекает общность всех познавательных структур, складывающихся в относительно сходных условиях. Принципиальных различий в познавательной деятельности человека и животного нет...

Эпистемология (Грицанов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "субъект - объект", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание".

Генетическая эпистемология

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - направление в эпистемологии, исследующее формирование когнитивных структур у человека в онтогенезе. Г.э. исходит из принципиальной установки сочетания эмпирических данных психологии развития и логического подхода, с помощью которого формализуются этапы или периоды когнитивного развития. Основоположником Г.э. является швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже. Пиаже солидарен с Кантом по поводу активной конструирующей роли субъекта, но отрицает статичность когнитивных структур.

Эпистемология (Конт-Спонвиль)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (EPISTEMOLOGIE). Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания; она задается вопросом об условиях, в которых возможны науки. Эпистемология смотрит на ту же проблему «снизу», интересуясь не столько условиями существования наук, сколько историей, методологией, понятийным аппаратом и парадигмой каждой из них.

Эпистемологическая преграда

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕГРАДА (OBSTACLE EPISTEMOLOGIQUE). «Пытаясь определить психологические условия прогресса науки, — пишет Башляр, — довольно скоро приходишь к убеждению, что проблему научного познания следует рассматривать в терминах преград» («Формирование научного ума», I). Познание не есть чистая доска, в познании мы никогда не начинаем с нуля и всегда познаем новое «против прежде существовавшего знания», неважно, носит оно эмпирический или же научный характер. «Сталкиваясь с научной культурой, разум никогда не бывает молодым.

Эпистемология (Фролов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme — знание и logos - учение, слово) — теория познания, гносеология. Термин «Эпистемология» употребляется в английской и американской, реже во французской и немецкой буржуазной философии. Введение термина «Эпистемология» приписывается шотландскому философу Дж. Ф. Ферье («Основы метафизики», 1854), делившему философию на онтологию и эпистемологию.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 543.

Эпистемология (Кузнецов)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. ἐπιστήμη  - знание, умение и λόγος, — слово, учение) — теория познания, гносеология — важнейшая часть теоретической философии, которая, начиная с Нового времени (Декарт, Бэкон) и особенно благодаря Канту, постепенно выделяется в самостоятельную философскую дисциплину. Этот процесс завершается в XIX в., когда и вводятся новообразованные термины epistemology (в англоязычных и франкоязычных странах) и Erkenntnistheorie (в Германии).

Эволюционная эпистемология

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — направление в эпистемологии, ставящее своей задачей объяснение познания на основе теории эволюции. Термин введен американским психологом Д. Кэмбеллом. Принято различать два значения термина. В первом значении Э.э. представляет собой подход, при котором на гносеологические вопросы дается ответ с помощью естественнонаучной теории, теории эволюции. Предметом Э.э. является эволюция органов познания и познавательных способностей, которая рассматривается как адаптивный процесс.

Страницы

Subscribe to RSS - Эпистемология
Яндекс.Метрика