Харизма

ХАРИЗМА — свойство личности, группы лиц внушать какой-либо категории населения представления, впечатления о своей особой исключительности, одаренности, непогрешимости, о способности творить чудеса.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 445.

 

Харизма

ХАРИЗМА (греч. harisma — божественный дар, благодать) — в католической теологии исключительное духовное свойство, ниспосылаемое богом кому-либо ради блага церкви (пророческий дар святых, непогрешимость Папы и другие). В социологию термин введен Э. Трельчем и анализировался М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Социально-психологический анализ харизматического лидерства был продолжен в рамках психоаналитической ориентации в социологии, где предпринимались попытки изучения бессознательных механизмов связи масс с вождями. Существенную роль сыграли также исследования различных тоталитарных диктатур. Харизматическое господство основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру...

Харизматическая личность

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. charisma — милость, божественный дар). Феномен социального восприятия и взаимодействия, характеризующийся тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т. д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. При этом харизматической личности обычно приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути.

Харизма (НФЭ, 2010)

ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — оказанная милость, дар) — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей. В религиозном смысле харизма — «дар свыше», «от Бога». В Ветхом Завете харизма присутствует в представлении о людях, призванных к особому служению — царству, пророчеству или священству — и наделенных Богом особыми дарами (например, чудотворения, как Моисей). В Новом Завете харизма — благодать: «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим 12:6), поэтому «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (I Петр 4:10)...

Харизма (Кириленко, Шевцов, 2010)

ХАРИЗМА (греч. charisma — божественный дар, милость) — наделенность индивида особыми качествами: святостью, непогрешимостью, всезнанием. Первоначально понятие X. имело чисто религиозный смысл и рассматривалось как сила благодати, исходящей от Бога. В социальной теории термин «харизма» использован М. Вебером для характеристики особого типа политического господства, основанного на аффективном поведении. Социальную науку интересуют не столько реальные качества индивида, сколько отношение к нему масс как к харизматическому лидеру.

Харизма (Коджаспирова, 2001)

ХАРИЗМА (от греч. charis — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Харизма чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи становятся поводом к его прославлению (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость).

Харизма (Кузнецов, 2007)

ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — оказанная милость, дар божий) — исключительная одаренность, обладание некоторым лицом, институтом, действием или символом, особыми исключительными качествами, воспринимаемыми людьми, на которых они направлены, как сверхъестественные, доступные только избранным личностям и оказывающими на них огромное психоэмоциональное воздействие. Величие носителей X. не зависит от моральной и исторической оценки их личности и деятельности. Понятие впервые появляется в социологических теориях Э.Трельча и М. Вебера. С помощью понятия X. Вебер выделяет особый вид господства — харизматический, основанный на аффективном способе легитимации и противостоящий рациональному и традиционному способам осуществления власти. Харизматическая власть — это власть пророка, лидера, вождя, основанная на безоговорочном, минимально осмысленном и ярко эмоционально окрашенном подчинении народа, верящего в X. их господина.