Пудгала

Пудгала (Ильичёв, 1983)

ПУДГАЛА (санскрит, буквально — индивидуальность, характер, душа), понятие древнеиндийской философии, имеющее особое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме — материя (материал), один из видов адживы — вечной, несотворённой и неразрушимой недуховной субстанции; физическая основа существующего. Пудгала обладает качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета, звука. Единицей пудгалы является мельчайшая частица — ану (атом). Ану занимает одну точку пространства, но имеет вес и обладает способностью двигаться. Пудгала количественно неизменна, но может иметь определенные состояния, т. е. подвергаться модификациям. Существует шесть модификаций пудгалы различных степеней тонкости, более грубые формы пудгалы образуют всё воспринимаемое органами чувств. Наиболее тонкие формы пудгалы, недоступные для наших чувств, образуют различные виды кармической материи, которая пронизывает душу (дживу) и обусловливает её передвижение...

Пудгала-вада

ПУДГАЛА-ВАДА (санскр. pudgalavāda – учение об индивиде) – общее название группы буддийских школ, разделявших «персоналистическую» доктрину пудгалы. В нее входили: ватсипутрия, дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство современников и тем более поздние поколения буддистов – сторонников пудгала-вады оценивали как «внутренних аутсайдеров» (antaraśaratirthika). Обстоятельный разбор и критику их позиций содержат важнейшие тексты тхеравады («Катхаватху»), вайбхашики и саутрантики («Абхидхармакоша»).

Пудгала (НФЭ, 2010)

ПУДГАЛА (санскр. pudgala; пали puggala – человек, личность, индивид) – понятие философии буддизма, обозначающее реальное, хотя и неопределимое единство личности (пудгала не тождественен скандхам – группе элементов, из которых составлен, но и не отличен от них, он не в них, но в то же время и не вне них). Поскольку анатма-вада отрицала отсутствие в человеке чего-либо постоянного, в буддизме возникла проблема объяснения тождества личности в разные моменты времени, напр. в процессе перерождения. Сторонники доктрины пудгалы (пудгала-вады), ссылаясь на то, что Будда назвал пудгалу носителем бремени (пяти скандх), утверждали, что в отличие от неодушевленных вещей он сохраняет свое тождество...