Схоластика (Кириленко, Шевцов, 2010)
СХОЛАСТИКА (лат. scholasticus — школьный) — 1. В широком смысле — словесная игра, бесплодное умствование, оторванное от жизни. 2. Этап развития средневековой религиозной философии, для которого характерно соединение религиозной догматики и рациональной аргументации, систематизация христианского учения с помощью философии и логики. Схоластическое движение наиболее характерно для Западной Европы IX-XIV вв., хотя сходные тенденции наблюдаются и в философии стран Востока. Импульсом к привлечению рациональных аргументов в создании теологической системы послужило наличие многочисленных противоречий в религиозных текстах. Развитие европейской С. связано с преподаванием христианской доктрины сначала в школах, а затем в университетах.
Схоластическое движение прошло несколько этапов. Первый — ранняя С. (XI—XII вв.). Среди представителей ранней С. — Иоанн Скот Эриугена, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бонавентура, Росцелин, Гийом из Шампо и др. На этом этапе заметно сильное влияние неоплатонизма. Складывается основной прием С. — метод «за и против», впервые предложенный Абеляром. В своей работе «Sic et non» («Да и нет») он обнаружил противоречия между Священным Писанием, авторитетами церкви и суждениями философов. Метод демонстрации различных точек зрения на проблему должен был способствовать более полному выявлению истины. Попытки использования рациональной аргументации в обосновании религиозных поло-жений вначале вызвали серьезные возражения. Противниками рациональных методов были, в частности, Бернар Клервосский, Петр Дамиани. Последний считал, что философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей госпоже.
В этот период возвращаются к проблеме доказательств бытия Бога с рационалистических позиций. Делаются попытки с помощью дедуктивного метода изложить всё учение о Боге, мире и человеке в форме, подобной изложению теории геометрии. Такую попытку сделал Алан из Лилля (XII в.). Позже к этой идее вернется Спиноза в его «Этике». Центральная проблема ранней С. — проблема «универсалий», общих понятий. Представители С. спорили, существуют «роды» и «виды» самостоятельно или же только в мышлении, телесны они или бестелесны, существуют обособленно или находятся в вещах. Иоанн Солсберийский выделил 8 точек зрения на проблему универсалий. Были сторонники самостоятельного существования универсалий до вещей, реализма (Гийом из Шампо, Ансельм Кентерберийский). Против выступили сторонники номинализма (Росцелин), которые учили, что универсалии существуют после вещей. Промежуточную позицию занимал Абеляр, который считал, что роды и виды существуют в понятиях человеческого разума, «концептах», а не только в именах. Такая точка зрения получила название концептуализма.
XIII в. — период так называемой «средней», или «зрелой» С. (Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот, Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Эгидий Римский и др.). Этот период ознаменован образованием университетов (прежде всего в Болонье и Париже), особого рода корпораций преподавателей и студентов. К обсуждению вопросов веры допускались только определенные лица. В средневековом университете обучению на теологическом факультете предшествовало обучение на факультете «свободных искусств». Зрелая С. находилась под влиянием учения Аристотеля. Аристотелизм существовал в двух формах. Сигер Брабантский придерживался интерпретации Аверроэса (Ибн-Рушда). Он высказывал сомнение в существовании «личного» Бога, утверждал, что мир «со-вечен» Богу, человеческий разум есть несотворенная субстанция, душа же человека смертна.
На другом полюсе находилась доктрина, трансформировавшая идеи Аристотеля в учение о всемогущем Боге-личности, сотворившем мир из ничего, наделившем человека бессмертной уникальной душой (Альберт Великий, Фома Аквинский). Для зрелой С. характерно составление теологических энциклопедий, рационально обосновывающих религиозную догматику, «сумм». Первым создателем «суммы теологии» признается Александр Галесский, профессор Па-рижского университета, «монарх теологии». В центре второго периода С. стояла проблема соотношения разума и веры, за которой вырисовывалась проблема принципов взаимодействия растущего эмпирического знания, точных наук, философии, с одной стороны, и теологии — с другой. В этот период обострились споры между сторонниками «столпов» С.: аверроистами, августинианцами, томистами, скотистами (последователями Иоанна Дунса Скота).
Третий период, поздняя С. (XIII — начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри С. (Альберт Саксонский, Жан Буридан, Николай Орем, Уильям Оккам и др.). Теория «двух истин» становится основой отмежевания философии и опытной науки от теологии. С одной стороны, рациональное обоснование теологических положений всё больше детализируется, с другой — развиваются мистические направления (Экхарт), которые вступают в столкновение со схоластической ученостью.
В XIX в. возникает так называемая неосхоластика, разрабатываемая в основном в русле неотомизма. Некоторые представители неосхоластики были последователями учения испанского религиозного философа Ф. Суареса, жившего в XVI-XVII вв.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 365-366.