Жречество

Вотивная стела из тофета в Карфагене с изображением жреца,
держащего блюдо и сосуд для возлияний,
III-II вв. до н.э.

 

Жречество в Мезоамерике

Довольно высокий статус жреца в структуре власти, даже в дни, предшествовавшие конкисте, подтверждает хронист Диего Лопес де Когольюдо, когда пишет, что "жрецы считались господами, главами, превосходившими всех, и именно они наказывали и поощряли, и им подчинялись с большим старанием". Поле деятельности жрецов было шире, разумеется, чисто религиозного и охватывало политическую и судебную функции.

Кроме того, жречество монополизировало научные знания (астрономия, математика, календарь, письменность, история), поэтому его господство над личностью и коллективом было абсолютным. Информация, оставленная Ландой, относится к Юкатану поздней эпохи, но, по всей вероятности, жреческая организация в других районах зоны майя и в классический период не сильно отличалась от той, что описана хронистом. У майя очень важную роль играл культ Солнца...

Маханты

МАХАНТЫ - религиозные руководители (жрецы) сикхских гурдвар, пользовавшиеся в сикхской общине большим влиянием до начала XX века; с 1925 года отстранены от управления храмами хальсы. Первоначально маханты управляли гурдварами под контролем сикхской общины; тогда доходы гурдвар расходовались на общественные нужды и маханты получали фиксированное жалованье. Со временем, ко второй половине XIX века, жречество стало наследственным, а доходы общины маханты обратили в личную собственность...

Жрецы у ацтеков: функции

Жрецы вели добродетельную, непорочную и скромную жизнь. Они были богобоязненны, и поэтому им не полагалось ни лгать, ни проявлять гордыню, ни глядеть на женщин. Католический монах и хронист XVI столетия Саагун особо указывал на то, что этим жрецам неведом порок и разврат. Если же жрец согрешил и выпил пульке (спиртной напиток) либо предался похоти, пощады не было: его удушали, сжигали живьём или расстреливали из луков. Если же жрец совершал незначительных грех, ему пускали кровь, надрезая шипами агавы или заострённой костью уши, бока либо бёдра.

Сиуатламакаске

СИУАТЛАМАКАСКЕ. Женщины-жрецы, или сиуатламакаске, обучали девочек, которые посещали либо кальмекак для девочек, либо тельпочкалли. Эти жрицы являлись персонификацией божеств культа матери земли и богинь маиса. Жрицы проводили не только занятия, но и ритуалы во время некоторых праздников, посвящённых богиням плодородия (впрочем, им запрещалось совершать жертвоприношения).

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 129.

Тламакастеуиуаке

ТЛАМАКАСТЕУИУАКЕ. Владыки Солнца, или тламакастеуиуаке (воины-жрецы), несли во время военных походов в авангарде ацтекских армий скульптурные изображения богов. Они захватывали вражеских воинов в плен и совершали подобающие жертвоприношения на поле битвы. Им вменялось в обязанность идти впереди войска, и поэтому они всегда опережали на один дневной переход храбрых и заслуженных воинов. Также они решали споры между воинами из-за пленных; так, например, если на одного пленного предъявляли свои права сразу несколько солдат, но свидетелей его пленения не было, владыка Солнца, вынося решение, клал ссоре конец (...).

Роль жречеств в державе Птолемеев

Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наёмники и военные колонисты. К ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость.

Тламатини

ТЛАМАТИНИ. Глубоко почитаемого жреца-учителя называли тламатини (мудрец; множественное  число  тламатиниме). Этот мудрец служил образцом для подражания. Ему принадлежали чёрные и красные чернила, ему принадлежали кодексы. Он представлял традицию и путь и поэтому выступал в роли путеводителя для других, серьёзного человека, целителя, советчика, философа, поэта-писателя, спутника и руководителя. Добродетельный мудрец — это достойный доверия человек, наставник, заслуживающий доверия и веры. Тламатини обладал знаниями во всех аспектах жизни и знал область мёртвых.

Жречество в Вавилонии

Ассирийские цари в области внутренней политики опирались то на жреческо-торговую, то на военную группировку крупных рабовладельцев. В Вавилонии же сильной военной группировки не было, и цари там были в полной мере ставленниками жречества. Показное смирение царей в их надписях, отсутствие упоминаний в этих надписях о каких-либо деяниях, кроме строительства храмов, производившегося в грандиозных размерах, причём расширялись старые и основывались новые храмы к вящему увеличению могущества и доходов жречества,— всё это свидетельствует о преобладающей роли в государстве жречества, бывшего выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. «Попечитель Эсагилы (храма бога Мардука в Вавилоне) и Эзиды (храма бога Набу в Борсиппе)» становится постоянной частью титулатуры нововавилонских царей...

Жрецы [Набатеи]

Терракотовая фигурка жрецаСуществовало несколько категорий жрецов: собственно жрецы более или менее высокого звания, прорицатели и слуги, нанятые для работы при храме или жертвеннике. Стоит также упомянуть панегириархов — распорядителей праздников и пиров. Об этих разных типах нам известно прежде всего по надписям, свидетельствующим о существовании специализации жрецов в зависимости от исполняемого ритуала.

Страницы