Жречество

Вотивная стела из тофета в Карфагене с изображением жреца,
держащего блюдо и сосуд для возлияний,
III-II вв. до н.э.

 

Роль жречеств в державе Птолемеев

Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наёмники и военные колонисты. К ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость.

Тламатини

ТЛАМАТИНИ. Глубоко почитаемого жреца-учителя называли тламатини (мудрец; множественное  число  тламатиниме). Этот мудрец служил образцом для подражания. Ему принадлежали чёрные и красные чернила, ему принадлежали кодексы. Он представлял традицию и путь и поэтому выступал в роли путеводителя для других, серьёзного человека, целителя, советчика, философа, поэта-писателя, спутника и руководителя. Добродетельный мудрец — это достойный доверия человек, наставник, заслуживающий доверия и веры. Тламатини обладал знаниями во всех аспектах жизни и знал область мёртвых.

Жречество в Вавилонии

Ассирийские цари в области внутренней политики опирались то на жреческо-торговую, то на военную группировку крупных рабовладельцев. В Вавилонии же сильной военной группировки не было, и цари там были в полной мере ставленниками жречества. Показное смирение царей в их надписях, отсутствие упоминаний в этих надписях о каких-либо деяниях, кроме строительства храмов, производившегося в грандиозных размерах, причём расширялись старые и основывались новые храмы к вящему увеличению могущества и доходов жречества,— всё это свидетельствует о преобладающей роли в государстве жречества, бывшего выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. «Попечитель Эсагилы (храма бога Мардука в Вавилоне) и Эзиды (храма бога Набу в Борсиппе)» становится постоянной частью титулатуры нововавилонских царей...

Знать и жречество в Новом царстве

Над всем рядовым египетским населением стояла знать. Вот как представляли себе при XIX династии быт сановника: «Оделся ты в тончайшее полотно, поднялся ты на колесницу, жезл золотой в руке твоей... запряжены жеребцы сирийские, впереди тебя бегут эфиопы из добычи, добытой тобою. Ты опустился в твой корабль кедровый, оснащённый от носа до кормы, ты достиг твоего доброго загородного дома, который сотворил ты себе сам. Уста твои полны вином и пивом, хлебом, мясом, пирожными. Откормленные быки заколоты, вино откупорено, пение сладостное перед лицом твоим.

Жрецы [Набатеи]

Терракотовая фигурка жрецаСуществовало несколько категорий жрецов: собственно жрецы более или менее высокого звания, прорицатели и слуги, нанятые для работы при храме или жертвеннике. Стоит также упомянуть панегириархов — распорядителей праздников и пиров. Об этих разных типах нам известно прежде всего по надписям, свидетельствующим о существовании специализации жрецов в зависимости от исполняемого ритуала.

Фециалы

ФЕЦИАЛЫ (лат. fetiales) - в Древнем Риме члены одной из древнейших жреческих коллегий, возникшей в царскую эпоху (8 век до н. э.). В обязанности фециалов входило отправление священных обрядов при объявлении войны, заключении мира, при составлении или расторжении союзнических договоров. Первоначально фециалы выполняли также обязанности послов. Фециалы были хранителями фециального права (jus fetiale) - совокупности норм, касающихся международных отношений. Коллегия фециалов состояла из 20 человек, принадлежавших к патрицианским родам и пожизненно исполнявших свою службу.

Волхвы

ВОЛХВЫ - древнерусское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвы приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 годом в связи с сообщением о предсказании волхвами смерти князю Олегу. С развитием феодальных отношений и обострением классовой борьбы в 11 веке происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024), Киеве (1068), Белоозере и другие, во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией.

Жречество у галлов

Вопреки комментариям Цезаря к текстам Посидония друиды не были единственными священнослужителями. Диодор Сицилийский, Страбон и Аммиан Марцеллин, также являющиеся компиляторами Посидония, упоминают и о других служителях культа. То, что известно об этой части жреческого сословия, выглядит более сложным явлением, чем предстает нам под пером Цезаря. Речь можно вести о расслоении сословия, что является отражением истории галльской религии.

Гаруспик

ГАРУСПИК (лат. haruspex), член этрусской коллегии жрецов, посвященных в тайны Disciplina etrusca. Гаруспикам надлежало предсказывать будущее, главным образом по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных (осмотр внутренностей, печени — haruspicina). Римское правительство вызывало их по конкретным поводам в Рим и получало от них сведения.

Жрецы Карфагена

В античных обществах, в которых религия и политика тесно переплетались, жрецам, разумеется, отводилась одна из ведущих ролей. В Карфагене куханимов (единственное число Khn, произносится кухен), главным образом выходцев из старинных семей, многие члены которых, будучи первыми основателями города, обладали монополией на исполнение жреческих функций, объединял необычайно сильный корпоративный дух. Пуническое «духовенство» было иерархически строго организовано, его возглавлял раб'куханим (Rb Khnm), верховный жрец великих жрецов, за которыми следовали обычные жрецы.

Страницы

Subscribe to RSS - Жречество
Яндекс.Метрика