Жречество

Вотивная стела из тофета в Карфагене с изображением жреца,
держащего блюдо и сосуд для возлияний,
III-II вв. до н.э.

 

Сиуатламакаске

СИУАТЛАМАКАСКЕ. Женщины-жрецы, или сиуатламакаске, обучали девочек, которые посещали либо кальмекак для девочек, либо тельпочкалли. Эти жрицы являлись персонификацией божеств культа матери земли и богинь маиса. Жрицы проводили не только занятия, но и ритуалы во время некоторых праздников, посвящённых богиням плодородия (впрочем, им запрещалось совершать жертвоприношения).

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 129.

Тламакастеуиуаке

ТЛАМАКАСТЕУИУАКЕ. Владыки Солнца, или тламакастеуиуаке (воины-жрецы), несли во время военных походов в авангарде ацтекских армий скульптурные изображения богов. Они захватывали вражеских воинов в плен и совершали подобающие жертвоприношения на поле битвы. Им вменялось в обязанность идти впереди войска, и поэтому они всегда опережали на один дневной переход храбрых и заслуженных воинов. Также они решали споры между воинами из-за пленных; так, например, если на одного пленного предъявляли свои права сразу несколько солдат, но свидетелей его пленения не было, владыка Солнца, вынося решение, клал ссоре конец (...).

Роль жречеств в державе Птолемеев

Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наёмники и военные колонисты. К ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость.

Тламатини

ТЛАМАТИНИ. Глубоко почитаемого жреца-учителя называли тламатини (мудрец; множественное  число  тламатиниме). Этот мудрец служил образцом для подражания. Ему принадлежали чёрные и красные чернила, ему принадлежали кодексы. Он представлял традицию и путь и поэтому выступал в роли путеводителя для других, серьёзного человека, целителя, советчика, философа, поэта-писателя, спутника и руководителя. Добродетельный мудрец — это достойный доверия человек, наставник, заслуживающий доверия и веры. Тламатини обладал знаниями во всех аспектах жизни и знал область мёртвых.

Жречество в Вавилонии

Ассирийские цари в области внутренней политики опирались то на жреческо-торговую, то на военную группировку крупных рабовладельцев. В Вавилонии же сильной военной группировки не было, и цари там были в полной мере ставленниками жречества. Показное смирение царей в их надписях, отсутствие упоминаний в этих надписях о каких-либо деяниях, кроме строительства храмов, производившегося в грандиозных размерах, причём расширялись старые и основывались новые храмы к вящему увеличению могущества и доходов жречества,— всё это свидетельствует о преобладающей роли в государстве жречества, бывшего выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. «Попечитель Эсагилы (храма бога Мардука в Вавилоне) и Эзиды (храма бога Набу в Борсиппе)» становится постоянной частью титулатуры нововавилонских царей...

Знать и жречество в Новом царстве

Над всем рядовым египетским населением стояла знать. Вот как представляли себе при XIX династии быт сановника: «Оделся ты в тончайшее полотно, поднялся ты на колесницу, жезл золотой в руке твоей... запряжены жеребцы сирийские, впереди тебя бегут эфиопы из добычи, добытой тобою. Ты опустился в твой корабль кедровый, оснащённый от носа до кормы, ты достиг твоего доброго загородного дома, который сотворил ты себе сам. Уста твои полны вином и пивом, хлебом, мясом, пирожными. Откормленные быки заколоты, вино откупорено, пение сладостное перед лицом твоим.

Жрецы [Набатеи]

Терракотовая фигурка жрецаСуществовало несколько категорий жрецов: собственно жрецы более или менее высокого звания, прорицатели и слуги, нанятые для работы при храме или жертвеннике. Стоит также упомянуть панегириархов — распорядителей праздников и пиров. Об этих разных типах нам известно прежде всего по надписям, свидетельствующим о существовании специализации жрецов в зависимости от исполняемого ритуала.

Фециалы

ФЕЦИАЛЫ (лат. fetiales) - в Древнем Риме члены одной из древнейших жреческих коллегий, возникшей в царскую эпоху (8 век до н. э.). В обязанности фециалов входило отправление священных обрядов при объявлении войны, заключении мира, при составлении или расторжении союзнических договоров. Первоначально фециалы выполняли также обязанности послов. Фециалы были хранителями фециального права (jus fetiale) - совокупности норм, касающихся международных отношений. Коллегия фециалов состояла из 20 человек, принадлежавших к патрицианским родам и пожизненно исполнявших свою службу.

Волхвы

ВОЛХВЫ - древнерусское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвы приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 годом в связи с сообщением о предсказании волхвами смерти князю Олегу. С развитием феодальных отношений и обострением классовой борьбы в 11 веке происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024), Киеве (1068), Белоозере и другие, во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией.

Жречество у галлов

Вопреки комментариям Цезаря к текстам Посидония друиды не были единственными священнослужителями. Диодор Сицилийский, Страбон и Аммиан Марцеллин, также являющиеся компиляторами Посидония, упоминают и о других служителях культа. То, что известно об этой части жреческого сословия, выглядит более сложным явлением, чем предстает нам под пером Цезаря. Речь можно вести о расслоении сословия, что является отражением истории галльской религии.

Страницы

Subscribe to RSS - Жречество
Яндекс.Метрика