Жрецы у ацтеков: функции
Жрецы вели добродетельную, непорочную и скромную жизнь. Они были богобоязненны, и поэтому им не полагалось ни лгать, ни проявлять гордыню, ни глядеть на женщин. Католический монах и хронист XVI столетия Саагун особо указывал на то, что этим жрецам неведом порок и разврат. Если же жрец согрешил и выпил пульке (спиртной напиток) либо предался похоти, пощады не было: его удушали, сжигали живьём или расстреливали из луков. Если же жрец совершал незначительных грех, ему пускали кровь, надрезая шипами агавы или заострённой костью уши, бока либо бёдра.
У жрецов было три основных функции: проведение ритуалов, руководство и забота об окружающих, а также их воспитание. Во время ритуалов они приносили в жертву собственную кровь, давали пищу богам и сжигали благовония (копаль). При воскурении во время жертвоприношений и ритуалов ладана использовали курильницу, внешне походившую на жаровню. Её длинную, прямую и пустотелую ручку часто изготовляли в форме змей. Во время отправления обрядов жрецы также поддерживали священный огонь, горевший на больших жаровнях, играли на музыкальных инструментах и совершали жертвоприношения богам.
Кроме того, жрецы, исполняя административные функции, наблюдали за строительством, служащими и снабжением храмов. В храмах ежедневном подметали, обеспечивая таким образом чистоту на храмовой территории и надлежащий уход за богами.
Третьей обязанностью жрецов было воспитание подрастающего поколения. Они заведовали кальмекак, следили за тлакамастон (послушники) и служителями-мирянами, а также отвечали за сохранность священных книг. Жрецы рассказывали о богах, обучали ритуалам, календарной системе и астрономии.
Служа своим божествам, они по сравнению с остальными ацтеками чаще молились и совершали обряд покаяния. Они молились три раза днём и один ночью. Молодые жрецы заготовляли дрова для ночного бдения и переносили брёвна на своих спинах. После окончания дневных трудов они совершали обряд покаяния перед богами. Готовясь к покаянию, они срезали шипы агавы и брали их с собой в лес, пустыню или местность рядом с водой. Отправлялись они туда в одиночку. Сначала жрецы купались, а затем, неся с собой морские раковины, выполнявшие роль труб, курильницы для ладана, мешок с ладаном и сосновые факелы, голыми шли туда. Придя на место, они клали колючки агавы и дули в грубы. Более молодые жрецы проходили поллиги, те же, кто совершал большой обряд покаяния, — две лиги.
В полночь главные жрецы купались. Также в полуночную пору, когда ночь делилась пополам, все вставали молиться. Тем же, кто не просыпался, кололи уши, грудь, ляжки и бёдра.
Все соблюдали пост, но по-разному. Маленькие мальчики ели в полдень, затем они объявляли о наступлении атамалькало, времени поста, и не принимали пищи до полудня следующего дня. Остальные ели в полночь, а потом постились до следующей полуночи. Нельзя было ни съесть перца или соли либо выпить воды. Стоило кому-нибудь съесть хотя бы крохотный кусочек, пост тут же прекращали.
По словам Берналя Диаса дель Кастильо, жрецы носили чёрные накидки, напоминавшие сутаны, и длинное платье до пят. У одних капюшоны были такие же, как у каноников, у других — меньшего размера, как у доминиканцев. Длинные волосы доходили им до пояса, а некоторым и до лодыжек. Их космы были забрызганы кровью и настолько слиплись, что их невозможно было расчесать. Также он обратил внимание на то, что в знак покаяния они режут себе уши и что у них очень длинные ногти. По словам Диаса, от них воняло серой и гниющей рыбой. Но они были набожны и вели добродетельную жизнь.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 130-132.