Сознание

Сознание (НФЭ, 2010)

СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.). Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В конце 19 века биолог Т. Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 веках (В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания...

Историческое сознание

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества.

Сознание (Осипов, 2014)

СОЗНАНИЕ — одна из основных категорий философии, социологии, общей и социальной психологии. Высшая форма психической деятельности человека, состоящая в осознании себя в качестве субъекта своих переживаний, мыслей и действий, в выделении себя из окружающего мира, в способности планировать и контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Сознание — отражение окружающего мира и функция человеческого мозга.

Сознание (Лопухов, 2013)

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека, проявляющийся в способности активно отражать (постигать) реальное бытие в чувствах, художественных и словесных образах, понятиях, теориях, мифах, религиозных догматах и т. д. Своеобразие этой активности заключается в том, что она предвосхищает активность практическую, придавая действиям человека целенаправленный характер. Благодаря сознанию, человек, в отличие от животных, всегда готов к осмысленным, контролируемым действиям, направленным на бытие и на самого себя...

Сознание (Юнг)

Сознание. Под сознанием я разумею отнесенность психических содержаний к нашему это (см.), поскольку эго ощущает эту отнесенность, как таковую. Отношения к эго, поскольку они, как таковые, им не ощущаются, остаются бессознательными (см. бессознательное). Сознание есть функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, т. е.

Сознание (Грицанов)

СОЗНАНИЕ - традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит - в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное - объективному. В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности...

Сознание (Кириленко)

СОЗНАНИЕ — предельно широкая философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире. С. — это способ человеческого бытия, отличный как от психики животных, так и от божественного Логоса. В предельно широком смысле содержание С. включает всё богатство человеческой субъективности — познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т. п. В таком понимании С. близко понятию идеального.

Сознание (Конт-Спонвиль)

СОЗНАНИЕ (CONSCIENCE). Одно из самых трудных для определения слов — возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание — это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с адекватностью (не всякое сознание есть знание; бывает и ложное сознание), ни с тождественностью (иметь самосознание — не то же самое, что быть собой), ни с инаковостью (сознание существует только для себя). Попробуем сказать, что сознание — это присутствие в себе духа или души, своего рода мысли, способной к самоосмыслению.

Сознание (Фролов)

СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и С.

Сознание (Кузнецов)

СОЗНАНИЕ — родовой признак человека, выделяющий его из царства животного мира. С. есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и становления человека современного типа. Если рассматривать С. как феномен, укорененный в психике человека, то в нем можно выделить два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности и знание-информация, полученные с их помощью.