Сознание (Осипов, 2014)

СОЗНАНИЕ — одна из основных категорий философии, социологии, общей и социальной психологии. Высшая форма психической деятельности человека, состоящая в осознании себя в качестве субъекта своих переживаний, мыслей и действий, в выделении себя из окружающего мира, в способности планировать и контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Сознание — отражение окружающего мира и функция человеческого мозга.

Акты сознания характеризуются наличием в них идеального образа объекта и переживания этого образа как чего-то принадлежащего сознающему субъекту. Любой акт сознательной деятельности протекает на фоне какого-то эмоционального переживания или сопровождается эмоциональной реакцией. В сознании образ проецируется на объект, отражением которого он является. Образ переживается уже как данный субъекту — его носителю. Содержащиеся в сознании идеальные образы не имеют характера чувственно воспринимаемой реальности, это особый вид реальности, особая форма бытия реальности.

Важная особенность феноменов сознания — их проекция во внешний мир (в т. ч. и к человеческому телу) — интенция — и убежденность в реальном существовании объективного мира. Отнесенность образа к объекту — результат опыта человека в процессе его взаимодействия с окружающим миром. В сознании человека может отделять образ от себя и оперировать им как чем-то непосредственно данным ему. Образ выполняет регулирующие функции по отношению к практической и познавательной деятельности человека.

В истории философии и науки сознание как специфическое свойство психики было выделено из целостной психической деятельности достаточно поздно. Современный подход к пониманию и изучению сознания берет начало в философии Нового времени. Как известно, Р. Декарт рассматривал его как особую субстанцию, открытую лишь для самосознающего субъекта.

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны по объему, психика включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы (бессознательное).

Особо важную роль в изучении сознания сыграл принцип историзма, согласно которому оно определяется историческими формами общественного бытия. Для этого подхода в качестве исходного пункта анализа сознания берется чувственно-предметная деятельность человека и общественно-историческая практика, преобразующая как объективный мир, так и самого человека. Решающим фактором возникновения сознания оказались коллективные формы жизнедеятельности предчеловека и создание и использование им искусственных орудий труда. Коллективный образ жизни и обществ, характер труда требовали особых форм объективизации актов сознания, что в конечном счете привело к возникновению человеческой речи как особой знаковой деятельности (вторая сигнальная система по И.П. Павлову). Язык стал выполнять функции носителя реального существования содержания сознания и общения между людьми.

Существенным свойством сознания является его активность, суть которой заключается в избирательности актов восприятия и взаимодействия человека с окружающим миром.

Бытие человека отражается не только в его индивидуальном сознании, но и в различных формах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве, политике, нравственном, правовом сознании и сознании различных социальных групп. Общественное сознание не сумма сознаний отдельных личностей, а особая система, имеющая относительно самостоятельное существование и оказывающая влияние как на отдельную личность, так и на различные социальные группы.

Г.Х. Шингаров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 426-427.

Литература:

Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1986; Иваницкий A.M. Сознание: критерии и возможные механизмы // Мозг и разум. М., 1994; Голенков С.И. Культура, смысл, сознание (сознание в предмете философии культуры). Самара, 1996; Дельгадо X. Сознание. М., 2000; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001; Гроф С. Колотропное сознание. Три уровня чел. сознания и их влияние на нашу жизнь. М., 2002.

Понятие: