Совесть

Совесть

СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.

Совесть (Василенко, 1996)

СОВЕСТЬ (греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто имеет совесть, но сам есть совесть. (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией. (Ю.Шрейдер).

Совесть (Лопухов)

СОВЕСТЬ — способность развитой личности осуществлять нравственный самоконтроль, внутренняя убежденность в понимании того, что является добром и злом, справедливым и несправедливым, гуманным и антигуманным. Совесть — это нравственная ответственность личности за свои убеждения и за свое поведение. С философской точки зрения, совесть — это врожденное нравственное качество человеческого рода, актуализирующееся в личности и способствующее самосохранению системы: социум — личность. С теологической точки зрения, совесть есть «искра Божьей воли» в душе человека.

Совесть (Фролов)

СОВЕСТЬ — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом.

Совесть (Кузнецов)

СОВЕСТЬ — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, переживая и осознавая свое несоответствие требованиям долга и идеала. Идея и понятие С. складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия ряду принятых норм), С. воспринимается как автономная сущность. В качестве нравственного регулятива она ценится выше благоразумия, ориентирует человека на следование совершенному идеалу.

Subscribe to RSS - Совесть
Яндекс.Метрика