Соборность (Маслин, 2014)

СОБОРНОСТЬ - специфическое понятие русской философии, выработанное А. С. Хомяковым. Этимологически оно связано со словом «собор», имеющим два основных значения: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо вопросов, 2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. По Хомякову, церковный Собор выражает идею «единства во множестве» (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312). В этом смысле, считал он, православная церковь, органично сочетая два принципа - свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, где есть единство без свободы, и протестантской церкви, где существует свобода без единства. Только в православии принцип соборности хотя и не во всей своей полноте, но существует и осознан как высшая божественная основа церковной жизни. После Хомякова идея соборности стала основной идеей всего славянофильства (хотя далеко не все славянофилы употребляли само это слово). Киреевский, считая, что «развитие самобытного православного мышления должно быть общим делом всех людей верующих и мыслящих» (Соч. М., 1911. Т. 1.С. 270), по мнению Зеньковского, «подходит совсем близко к., учению о соборности» Хомякова (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 18). Некую «социологизацию» данного понятия мы находим уже у К. С. Аксакова, фактически отождествляющего соборность и общину, где, по его мнению, «личность свободна, как в хоре» Резко противопоставив социальную сферу жизни государственной, он пришел к отрицанию необходимости развития в России зан. «законности» как свидетельствующей о «недостатке правды». Отождествление соборности с общиной было определенным шагом назад по сравнению с Хомяковым, который соборность все же понимал не как данность, а как заданность. Дальнейшее развитие идея соборности получила у В. С. Соловьева, хотя он отказался от самого этого термина, желая тем самым отмежеваться от славянофильства (главным образом от его «эпигонов»). Она трансформировалась у него в идею всеединства, которую он определяет следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 552). Термин «соборность» в русской философии возродил последователь Соловьева С. Н Трубецкой, который в своем учении о «соборной природе сознания» (в цикле статей «О природе человеческого познания») развивает и углубляет идеи Хомякова и Киреевского с учетом «философии всеединства» Соловьева. Идеал соборности у Трубецкого означает совпадение религиозного, нравственного и социального начал и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эпоху «между двух революций» определенный «возврат к славянофилам» наметился у символистов, главным образом у В. И. Иванова, который, исходя из «предчувствия» «новой органической эпохи», создал свою театрально-эстетическую утопию, должную увенчаться созданием «обновленного соборного духа» (Борозды и межи. М., 1916. С. 275). В своей утопии он опирался не только на идеи славянофилов о соборности с учетом сказанного по этому поводу Соловьевым, Трубецким и Достоевским, но и на учение Ф. Ницше о диалектике двух начал - аполлонийского и дионисийского, в которой последнее означало коллективизм, слияние всех воедино (или в терминологии Иванова соборность). В эмиграции понятие соборность активно разрабатывал Франк, понимавший под нею «внутреннее органическое единство», лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого единства людей. Первичной и основной формой Франк считал единство брачно-семейное, затем - религиозную жизнь и, наконец, общность «судьбы и жизни всякого объединенного множества людей» (Духовные основы общества. М., 1992. С. 58-59). Строгое церковно-богословское значение термину «соборность» вернули Булгаков и Флоренский. По Булгакову. Соборность (или «кафоличность») есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине (см : Православие. М., 1991. С. 145-150) Флоренский отчасти возвращается к соборности в понимании Хомякова. «Кафолический», или соборный, по его мнению, есть всеединый. «Но при действительной кафоличности формы Церкви содержание ее кафолично не в действительности, а только в возможности. В действительности же для вещества Церкви - верующих - кафоличность есть такая же задача, как и единство и нравственное совершенство» (Понятие Церкви в Св. Писании // Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 129). В русской философии наиболее удачным и приемлемым эквивалентом (а в каком-то смысле и альтернативой) понятия соборности является понятие солидарности, разработанное главным образом Левицким, опирающимся, в свою очередь, на идеи Н. О. Лосского и Франка. Понятие солидарности (или, более строга, солидаризма) позволяет несколько смягчить абсолютизм и категоричность понятия соборности и построить иерархию солидарности (или соборности) от внутрисемейной до общечеловеческой.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 579-580.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Париж. 1989. Т. 1. С. 226, 238, 243; Г. 2. С. 335, 403.

Понятие: