A posteriori

Апостериори и априори

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (лат. a posteriori – из последующего, a priori – из предшествующего) в философии науки – понятия, обозначающие соответственно знание, получаемое из опыта, и знание, предшествующее опыту и независимое от него. Классический рационализм (Декарт, Лейбниц) был связан с априоризмом – учением о всеобщности и необходимости самоочевидных истин разума, противопоставлявшихся случайным (фактуальным) истинам опыта. Кант полагал априорной форму организации знания, которая наполняется апостериорным содержанием, что обеспечивает универсальность и необходимость научного знания.

Апостериори

АПОСТЕРИОРИ, неизм. (1 пол. XIX в.). На основании опыта, исходя из фактических данных. Признавать что-либо апостериори. Судить о чём-л. апостериори. 

— Нем. a posteriori — апостериори < лат. a posteriori — букв, из последующего (а — из, posterior — последующий, позднейший).

Ср. априори.

АПОСТЕРИОРНЫЙ, -ая, -ое (кон. XIX в.). Основанный на опыте. Апостериорное утверждение. Апостериорное суждение.

Апостериорность, -и, ж. Апостериорность суждения.

— Нем. aposteriorisch — апостериорный, известный из опыта, от a posteriori — апостериори.

A posteriori

A POSTERIORI. Все, что следует за опытом и зависит от него. Противостоит понятию a priori, но подразумевает его (по Канту) и ценится гораздо больше (по общераспространенному мнению). Убедиться в правоте того или иного утверждения можно, только испытав его на опыте. Даже арифметические действия и геометрические доказательства, которые можно сравнить с опытами мыслительной деятельности, для каждого из нас обретают ценность истины только после того, как мы лично их проделаем или выведем.