Понимание

Понимание

ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen, англ. comprehension, understanding, фр. comprehension) - уразумение смысла или значения чего-либо. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение, есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от психических процессов. Сводить идеально-логическое содержание смысла к субъективно-психическому «переживанию» или «вчувствованию» означало бы совершать ошибку психологизма - таков упрек, который бросает Э. Гуссерль В. Дильтею, а представители аналитической философии - сторонникам герменевтики. 

Понимание в историческом исследовании

ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ - 1) специфический метод постижения духовного мира людей других эпох и культур (5); 2) раскрытие культурно-исторического смысла явлений прошлого; 3) способ присвоения мира прошлого, состояние сознания человека, в котором окружающий его мир предстает «прозрачным и ясным» (1); 4) предложение о том, как нужно смотреть на прошлое (2).

Понимание в историческом исследовании представляет собой одну из форм интерпретации исторической действительности как когнитивной процедуры, включающей ее объяснение / понимание и презентацию в культуре и языке субъекта научно-исследовательской деятельности...

Понимание и объяснение

ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ – две взаимосвязанные процедуры герменевтики. Понимание – процедура проникновения в другое сознание посредством внешнего обозначения, которая составляет, наряду с интерпретацией, основную функцию герменевтики. Понимание есть искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, речь). Цель понимания – совершить переход от выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение. Согласно В. Дильтею, виднейшему после Ф. Шлейермахера теоретику герменевтики, процедура понимания возможна благодаря способности, которой наделено каждое сознание, способности проникать в другое сознание не непосредственно, путем переживания, а опосредованно, воспроизводя творческий процесс из внешнего выражения...

Понимание (НФЭ, 2010)

ПОНИМАНИЕ – категория, использовавшаяся в различных философских дискурсах для характеристики: 1) познавательной способности, которая представлена в деятельности рассудка, противопоставляемой деятельности разума и по-разному истолковываемой; 2) процедур герменевтического истолкования смысла текстов, расшифровки значения языковых и речевых практик, используемых в них знаков, символов, слов, предложений при переводе на другой язык, и вообще постижение смысла культурных формообразований; 3) специфического способа бытия человека в мире, которое рассматривается в фундаментальной онтологии и филос

Идеалистическое понимание истории

ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. Идеалистическое понимание истории имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей.

Понимание (Грицанов, 1998)

ПОНИМАНИЕ - процедура постижения или порождения смысла. П. не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П., а, наоборот, потребность в П. ведет к познанию. Категориальный статус П. придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл. Таким образом, П. у него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым были сформулированы основы классической концепции П.

Понимание (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПОНИМАНИЕ — познавательная процедура, характерная для гуманитарного познания. В отличие от объяснения, П. не есть попытка проникнуть в сущность предмета, заданную его функциями, структурой, причиной возникновения. Объяснение хочет свести обусловленное к необусловленному, подвести индивидуальное под общее. П. связано с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления. Попытка понять нечто не предполагает слияние с предметом, полное погружение в него; напротив, П.

Понимание (Конт-Спонвиль, 2012)

ПОНИМАНИЕ (COMPRENDRE). Интеллектуальное осознание, осмысление. Понимать значит как бы познать изнутри структуру и смысл рассматриваемого объекта, т. е. узнать, из чего он состоит, как он действует, для чего он нужен, и быть способным это объяснить. Иногда различают объяснение как познание внешних причин и понимание как познание внутреннего смысла объекта (то, что Ясперс (199) называет его «психологической интерпретацией»). Тогда естественные науки следует отнести к разряду объясняющих, а гуманитарные, во всяком случае некоторые из них, — к разряду понимающих.

Понимание (Фролов, 1991)

ПОНИМАНИЕ — присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов «мира человека». Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений (Значение и смысл). П. и есть процесс выработки постижения, освоения их человеком. Главная функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П.

Понимание текстов (Кузнецов, 2007)

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ - основная проблема классической герменевтики, теоретической и прикладной лингвистики, современной философии гуманитарных наук, заключающаяся в создании определенных методик, пригодных для постижения смысла текстов. Поскольку тексты по своему содержанию и предназначению значительно отличаются друг от друга, постольку и методики их понимания бывают разными. Если текст не содержит неясностей, темных лакун, то он понимается на интуитивном уровне, т.е. в данном случае не требуется создания специальных методик понимания.