Наука

Наука (НФЭ, 2010)

НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

Как вид познания наука взаимодействует с другими его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п...

Tags: 

Нормальная наука

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – термин, введенный в философию науки Т. Куном в связи с проблемой определения специфики науки: в отличие от прочих сфер интеллектуальной деятельности в науке приняты процедуры проверки опытных суждений, рациональность которых в определенные периоды не ставится под сомнение. Совокупность таких процедур составляет генеральный образец деятельности – парадигму. Нормальная наука – это состояние науки, когда ученые действуют исключительно по этому образцу, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи.

Tags: 

Наука (Грицанов)

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Tags: 

Наука (Осипов)

НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и в определенной мере применение объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и социальный институт, в рамках которого осуществляется эта деятельность. Знания получаются и используются в любой сфере чел. деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает в качестве не только средства, но и основной цели и основного продукта деятельности. При этом как сами научные знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в др. областях деятельности...

Tags: 

Наука (Кириленко)

НАУКА — сложное явление общественной жизни; ее основным назначением является получение объективных знаний о мире. Наука — многоаспектное явление. Ее можно рассматривать как социальный институт — как совокупность устойчивых взаимосвязей, организационно оформленных, опирающихся на определенную вещественную базу. Функционирование научно-исследовательских учреждений, организация научных контактов, выпуск научной литературы относятся к данному аспекту функционирования Н. Существует и другой срез ее существования. Н. выступает как определенная социальная общность, как мир статусов, престижей, конкурентной борьбы, межличностных и групповых конфликтов. Н. можно рассматривать и в самом широком смысле — как социально-культурный феномен, как порождение определенного типа общества, как продукт человеческой истории, как фактор общественной жизни. Взаимодействие с экономикой, политикой, нравственностью, религией, искусством определяет характеристики этого аспекта изучения Н. Всё же центральным аспектом ее изучения является рассмотрение ее как системы знания особого рода...

Tags: 

Наука (Лопухов)

НАУКА — сфера человеческой деятельности, одна из форм духовной культуры общества, в которой вырабатываются теоретически систематизированные объективные (достоверные) абстрактно-аналитические и конструктивно-синтетические взгляды на окружающий мир, на его отдельные фрагменты, в том числе и на самого человека. Иначе говоря, наука — это система абстрактно-понятийных знаний, особый (научно-исследовательский) вид деятельности и система специфических учреждений и организаций (НИИ, лабораторий, академий, издательств и т. д.).

Tags: 

Наука (КПС, 1988)

НАУКА - одна из важных сфер человеческой деятельности; форма общественного сознания; система знаний о законах развития природы и общества. Н. вырабатывает, теоретически обобщает и систематизирует знания о действительности, окружающем мире, открывает законы, исследует и объясняет процессы и явления, составляющие предмет ее изучения. В общей системе Н. принято условно выделять три большие группы (подсистемы): общественные; естественные; технические, которые различаются предметами и методами исследования.

Tags: 

Наука (Подопригора)

НАУКА — важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука — система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, «духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Tags: 

Наука (Конт-Спонвиль)

НАУКА (SCIENCES). Строго говоря, разумнее употреблять это слово во множественном числе — науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методами исследования. Однако раз есть множественное число, есть и единственное, и нельзя сказать, что такое науки, если мы не определим вначале, что же такое наука. Начнем с того, чем наука не является.

Tags: 

Наука (Фролов)

НАУКА — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Tags: 

Страницы