Мышление

А.А. Эстер. Констрактивный натюрморт.

 

Мышление (Виноградов, Кузьмин, 1954)

Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений материального мира на органы чувств.

Ощущение — это отображение нашим сознанием того или иного свойства материального предмета, например твёрдости, цвета и т. д.

Но человек отображает не только отдельные свойства предметов, но и целые предметы и явления (парта, доска, лампа и т. д.). Так как свойства предметов, которые отражаются в нашем сознании, связаны в реальном предмете в единое целое, то и в нашем сознании ощущения этих отдельных свойств связываются в единый образ предмета...

Архаическое мышление

АРХАИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - целостное мышление древних людей, в котором не отделены конкретное от абстрактного, образ от идеи, символ от реальности, посюстороннее от потустороннего. В нем мир предстает не столько в виде привычного нам множества вещей, сколько как присутствие и действие многих Ты личностного или квазиличностного характера, с которыми можно войти в общение (см. анимизм). Складывающиеся здесь отношения осмысливаются и описываются образно мифологически, что и нашло себе выражение в священных преданиях и книгах самых разных народов.

Мышление (Кондаков, 2007)

МЫШЛЕНИЕ — когнитивный процесс, в котором происходит моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. В рамках ассоцианизма мышление трактовалось как образование сочетаний содержательно взаимосвязанных чувственных представлений. После того как различные предел явления об объекте, существующие в памяти, накладываются друг на друга несколько раз, сохраняются только основные детали. Общие, чаще всего встречающиеся признаки объекта становятся его наиболее существенными признаками.

Мышление историческое

МЫШЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ - 1) совокупность интеллектуальных операций, связанных с языковыми практиками и пространственным воображением, направленных на конструирование субъектом исторической реальности (3); 2) деятельность воображения, с помощью которой мы пытаемся наполнить внутреннюю идею конкретным содержанием, реконструируя прошлое (2). Мышление историческое представляет собой совокупность умственных процессов, лежащих в основе когнитивной деятельности, связанной с моделированием в процессе социокультурной коммуникации исторической реальности с помощью языка на основе информации о ней.

Дисциплинированное мышление

Орудием для воспитания в человеке упорядоченного или дисциплинированного мышления взамен мечтаний служат: сказка, басня, песня. Все они представляют собой мышление на определенную тему, то есть систематическое напряжение ума. Таким образом сказка, басня, песня являются прежде всего методическим приемом для развития упорядоченного мышления. Жизненная важность и необходимость такого мышления делает понятным всеобщую распространенность сказок, басен и песен во всем человеческом роде.

Мышление (Агаджанян, 1997)

МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности на основе опыта и знаний, Мышление визуальное — один из познавательных процессов, направленный на информационную подготовку и принятие решения. Мышление визуальное осуществляется посредством либо целенаправленных действий, либо неосознаваемых операций, таких как манипулирование образами, их трансформация, «умственное вращение» и др. Эти операции осуществляются как с первичными, так и со вторичными образами и их предметными значениями.

Мышление творческое

МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным (см. также Творчество).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 297.

Мышление пралогическое

МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ — понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины — следствия и тогда, когда просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире.

Мышление (Шапарь, 2009)

МЫШЛЕНИЕ — одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В таком непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но которым оно не ограничивается.

Дооперациональное мышление

ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - стадия развития мышления ребёнка от 2 до 7 лет. К 2 годам у ребёнка начинает формироваться символическая функция, т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые ребёнком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и, наконец, речи. Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план деятельности - план представления. Теперь ребёнок может не только непосредственно выполнить действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в др.

Страницы