Мышление (Кондаков, 2007)

МЫШЛЕНИЕ — когнитивный процесс, в котором происходит моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. В рамках ассоцианизма мышление трактовалось как образование сочетаний содержательно взаимосвязанных чувственных представлений. После того как различные предел явления об объекте, существующие в памяти, накладываются друг на друга несколько раз, сохраняются только основные детали. Общие, чаще всего встречающиеся признаки объекта становятся его наиболее существенными признаками. При этом понятие трактовалось как ассоциация представлений, суждение — ассоциация понятий, а умозаключение - ассоциация суждений (Г. Э. Мюллер). В противоположность этому подходу У. Джеймс, основываясь на той мысли, что ассоциативный процесс в принципе бесконечен, а решение конкретной задачи может осуществляться достаточно быстро, пришел к заключению, что мышление есть не ассоциативный процесс, а связанный со спецификой проблемной ситуации, которая направляет его ход. В бихевиоризме мышление понималось как подчиняющееся законам ассоциаций: в результате проб и ошибок достигается благоприятный результат (подкрепляемая проба), который связывается с поведением, приведшем к нему (Э. Торндайк). В Вюрцбургской школе, на основе понимания действия как единицы сознания, основное внимание уделялось процессу решения задач. Сущностью самого мышления было признано решение задач, а его единицей — мысль как метод решения задачи. Мышление — это осознание отношения между чувственными представлениями, но оно не сводится к ним. В гештальтпсихологии основу понимания мышления было заложено понятие инсайта как внезапного интеллектуального озарения, свидетельствующего об образовании в зрительном поле нового гештальта, соответствующего проблемной ситуации (В. Келер). В дальнейшем в исследованиях К. Дункера было показано, что инсайт основан не столько на переструктурировании наличной ситуации, сколько на переструктурировании прошлого опыта в аспекте новой решаемой задачи для устранения проявляющегося в ней познавательного конфликта. В рамках когнитивной психологии мышление понимается как процесс переработки информации, единицей которого выступает операция со знаками (А. Ньюэллом, Дж. Шоу, Г. Саймон). При этом ради достижения предельной формализации этого процесса, требующейся для построения математических и технических моделей (ЭВМ), произошло сведение высших мыслительных процессов к элементарным информационным. В рамках генетического подхода Ж. Пиаже развитие мышления предстает как закономерный процесс смены качественно разных стадий владения интеллектуальными операциями. В отечественной психологии в основу развития мышления закладывается процесс присвоения ребенком общественно выработанных мыслительных действий, характеризующихся использованием знаков и эталонов, в первую очередь речевых. С. Л. Рубинштейн трактовал мышление как отражение бытия в его связях и отношениях, в его разнообразных опосредованиях При этом единицей мышления выступает решение задач, основанное на обобщении, т. е. умении видеть общее. Чем выше уровень этого обобщения, тем более развита человеческая мысль. При этом любой мыслительный процесс выступает как единство процессов анализа и синтеза, а именно: процесс анализа условий происходит через их синтез с требованиями задачи, в результате происходит повышение уровня обобщения. Теоретический и экспериментальный материал, наработанный в психологии мышления, позволяет констатировать, что сущность мышления — это способность познавать внутренние закономерности вещей и явлений окружающего мира, которые скрыты от непосредственного наблюдения. На основе установления связей между явлениями, которые представлены в чувственном опыте, и обобщения результатов этого процесса происходит отражение общих свойств этих явлений, за счет чего осуществляется познание объективных законов действительности. Обобщение свойств однородных групп явлений позволяет выявлять содержательные критерии отнесения того или иного явления к определенному классу, чтобы адекватно взаимодействовать с ним Механизмом мышления человека является использование знаков и символов, прежде всего языковых (значения слов), созданных в общественно-историческом опыте человечества. При этом именно язык служит средством абстрагирования, обозначения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям, благодаря чему общественно-исторический опыт всего человечества становится доступным отдельному индивиду. Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. Среди форм развитою мышления выделяют: дискурсивное мышление, которое осуществляется посредством суждений, умозаключений и понятий, и интуитивное; конвергентное и дивергентное, а также практическое, основанное на действии, художественное, основанное на символе, и научное, основанное на понятии. В процессе онтогенетического развития мышление человека проходит ряд ступеней: наглядно-действенного, наглядно-об-разного и понятийного мышления. К одной из важнейших составляющих мышления относится система наиболее общих понятий о свойствах и закономерностях окружающего мира. В исследованиях Н. Н. Поддьякова (Поддъяков Н. Я. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 2), в частности, показано, что уже в раннем дошкольном возрасте (4-6 лет) формируются начальные понятия о пространстве, времени, движении, развитии, жизни. При этом обнаруживаются два процесса: развитие неопределенных диффузных знаний в определенные, ясные и точные, с одной стороны, и возникновение и рост системы неопределенных знаний, существующих в форме догадок и предположений, — с другой.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 357-358.

Литература:

Алексеев Н. Г., Щедровицкий Г. П. О возможных путях исследования мышления как деятельности //Доклады АПН РСФСР, М., 1957. № 3; Психология мышления; Сборник переводов / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965; Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Е. В. Шороховой. М.. Наука, 1966; Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979; Выготский J1. С Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2; Исследования мышления ь советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М , 1966; Васильев И. А., Локчужный В. Л., Тихомщюв О. К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980; Хрестоматия но общей психологии. Психолтия мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухом. М.: Изд-во МГУ, 1981; Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Крушлинского М.> Наука 1982; Верттеймер М Продуктивное мышление. М. 1987; Тиханирм О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Понятие: