Мутазилиты (Кузнецов, 2007)
МУТАЗИЛИТЫ (араб. - отделившиеся, обособившиеся) — представители первой крупной школы в мусульманской «спекулятивной теологии» (калам), процветавшей в первой половине IX в. Мутазилизм возник в ходе диспутов мусульман с представителями других верований, прежде всего христианства, а также с появлением в исламе различных религиозно-политических течений. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика: как соотносятся атрибуты Бога с его сущностью, извечен ли Коран как слово Божье или он сотворен во времени, как относится свобода воли к предопределенности человеческих поступков и т.п. М. считались «отделившимися», потому что утверждали, что человек, совершающий грех, лишь отходит от рядов правоверных, не становясь неверующим, т.е. занимает промежуточное положение между теми и другими. Принято считать, что М. — это бывшие последователи Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), прежде всего отделившиеся от него ученики Васил ибн Ата (ум. в 748 г.) и Амр ибн Убайд (ум. в 762 г.). Деятельность М. проходила в период интенсивных переводов работ античных мыслителей во второй половине VIII в. М. отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям (таклид), рассматривали сомнение как первое условие познания, считая, что «50 сомнений стоят больше одной догмы». Они полагали, что человек кроме пяти органов чувств обладает еще и шестым - разумом, «светом разума», на суд которого должны быть отданы все проблемы. Трактаты, приписываемые или прямо относящиеся к мутазилитским, обязательно включали в себя два главных раздела: о справедливости и единобожии (таухид), поэтому М. называли поборниками последних. Они основывали свои взгляды на учениях Демокрита, Эпикура, Эмпедокла и других античных философов. Наиболее известными представителями мутазилизма были ал-Алляф (ум. ок. 840), ан-Наззам (ум. 835-846), ал-Джахиз (ум. в 868 г.). М. были активными сторонниками свободы воли. Они считали, что поскольку Бог справедлив, то он может творить по отношению к своим созданиям только то, что целесообразно и справедливо. Отсюда они выводили, что Бог не может быть источником зла и несправедливости. Обосновывая эту идею, М. утверждали, что у человека наличествует свободная воля, и за все дурные поступки он должен отвечать перед Богом. Бог, согласно их учению, всемогущ, но только относительно добра и справедливости. Зло и несправедливость не исходят от Бога, значит существуют такие акты, которые Всевышний неспособен определять. Когда, например, ан-Наззама обвинили в отрицании всемогущества Бога, то он ответил: «Вы не допускаете, чтобы Аллах творил зло актуально, а я не допускаю, чтобы потенциально». Если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки. Бог, в силу своей справедливости, оказывается вынужденным награждать человека за благие дела и наказывать за дурные. В итоге получается, что Бог делает последнее не по своей злой воле, а по справедливости. Историческая заслуга М. заключалась в том, что они первыми пробили брешь в догматической мусульманской мысли, опиравшейся на слепую веру в каждую букву «священных текстов». После этого религиозные деятели уже не могли отвечать на все вопросы, касавшиеся истины догматов ислама, традиционным «биля кайфа» (не спрашивай, как). М. выступали также против всякого антропоморфизма. Они считали, что мусульманское единобожие несовместимо с признанием реальности и извечности божественных атрибутов как неких сущностей, отличных от божественной сущности. Традиционный список главных «положительных» атрибутов Бога обычно включал следующие семь: знание, могущество, жизнь, воля, зрение, слух и речь. Из них субстанциональными, внутренне присущими божественной сущности как таковой, М. признают только первые три, объявляя их тождественными с божественной сущностью и в этом смысле извечными. Остальные же характеристики они относят к «атрибутам действия», возникающим во времени, изменчивым. С этим связано и мутазилитское учение о сотворенности Корана как слова божьего, расходящееся с преобладающим в мусульманской мысли представ-лением об извечности Корана. Пять основных принципов этического рационализма М., общих для всех его школ, включали: ценности объективны; бог — источник одного лишь блага; ценности рационально познаваемы; человеческая способность действовать и познавать ценности может быть источником зла; ответственность человека влечет вечное вознаграждение или наказание в потустороннем мире (этот принцип является следствием из третьего и четвертого). Наиболее известные мутазилитские школы были в Басре и Багдаде в IX-X вв. При халифе ал-Мамуне и двух его преемниках, с 813 по 847 г., к деятельности М. относились весьма благосклонно. Правящий режим был толерантен даже к тезису о «сотворенности» Корана. Однако после 847 г. М. подверглись гонению. Мутазилизм оказал большое влияние на развитие рационалистических тенденций в философии и культуре мусульманского Востока.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 342-343.
Сочинения:
Ал-Джахиз. Китаб ал-Хайван. Каир, 1938-1945.
Литература:
Жузе П. Мутазилиты. Казань, 1899; Закуев А.К. Философияан-Наззама. Баку, 1961;
Ибрагим Т. Материалистические тенденции в учении мутазилитов / Из истории философии освободившихся стран. М., 1983;
Nader A.N. Le sisteme philisophique des Mutazula. Beirut, 1956;
Ibrahim Т., SagadeevA. Classical Islamic Philosophy. M., 1990;
Wolfson H.A. The philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976;
См. также литературу к статье Калам.