Жидовствующие

Жидовствующие (Маслин, 2014)

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (Новгородско-московская ересь антитринитариев) - резко анти-православное умонастроение, распространявшееся в конце XV - начале XVI века в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, а также среди некоторых представителей духовенства и в посадских кругах. Представления о взглядах жидовствующих дают памятники обличительной литературы, важнейшие из которых «Просветитель» Иосифа Волоцкого и антиеретические послания новгородского епископа Геннадия. Сохранились благодаря тайнописи и иносказаниям некоторые оригинальные еретические сочинение, а также сочинения, переписывавшиеся писцами-еретиками (комментирующие пометы Ивашки Черного на полях «Елинского летописца», тенденциозное редактирование «Мерила Праведного» Иваном-Волком Курицыным)...

Новгородско-московская ересь

Укрепление самодержавной власти сопровождалось усилением классовой борьбы. Одной из её форм в конце XV — начале XVI века была новгородско-московская ересь, своим остриём направленная против официальной церкви и самих основ церковной идеологии (идейные противники еретиков называли их «жидовствующими», в связи с тем, что еретики, развивая свои взгляды, ссылались на Ветхий завет). В этой ереси, носившей характер реформационного движения, отчётливо выделяются два направления. Одно обладало чертами бюргерской оппозиции.

Субботники (Мчедлов, 1999)

СУББОТНИКИ («жидовствующие») — одна из старых форм русского сектантства. Первые субботники появились в России на рубеже 17—18 веков в южных и центральных губерниях России. Название течения связано с тем, что его последователи соблюдали в качестве праздника не Воскресенье, как православные, а Субботу, как иудеи. Это течение известно также под названием «жидовствующие», хотя они ничего общего не имели с древнерусской новгородской ересью того же названия.

Жидовствующие (НФЭ, 2010)

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско-московская ересь антитринитариев) — религиозно-реформационное движение, распространившееся в конце 15 — начале 16 в. в Новгороде и Москве. История ереси и воззрения вольнодумцев известны из «Просветителя» Иосифа Волоцкого, Соборных приговоров, переписки иерархов Церкви и литературы, вышедшей из-под пера еретиков. Источники связывают зарождение ереси с выходцем из Литвы «жидовином Схарией». Первоначально (с 70-х гг.) ересь распространялась в Новгороде, где последователями Схарии стали протопоп Алексей и Григорий Тучин, а также поп Денис, дьяк Гридя, некто Гавриил, чернец Захар, осужденные в 1490 году. В 80-х годах новгородские еретики Денис и Алексей нашли покровительство у Ивана III и его снохи Елены Стефановны и стали служить в кремлевских храмах. С их появлением в столице связывают деятельность московского еретического кружка, куда входили писец Иван Черный, купец Игнат Зубов, дьяки Истома и Сверчок. Главными фигурами среди жидовствующих были Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Руковов, приговоренные к казни решением Собора 1504 года...