Субботники (Мчедлов, 1999)
СУББОТНИКИ («жидовствующие») — одна из старых форм русского сектантства. Первые субботники появились в России на рубеже 17—18 веков в южных и центральных губерниях России. Название течения связано с тем, что его последователи соблюдали в качестве праздника не Воскресенье, как православные, а Субботу, как иудеи. Это течение известно также под названием «жидовствующие», хотя они ничего общего не имели с древнерусской новгородской ересью того же названия.
Субботники — это русские крестьяне, прежде всего помещичьи, порвавшие с Православной церковью и принявшие иудаизм. Субботничество было одной из форм выражения социального и религиозного протеста русского крестьянства против господствующей православной церкви и крепостной системы. Не случайно в Ветхом Завете, почитаемом субботниками, их привлекали обличения пророков, которые они использовали для критики православия. Христианскому учению о "святой троице" был противопоставлен иудейский монотеизм, вера в единого Бога. Одна из десяти заповедей Ветхого Завета — "не сотвори себе кумира" — использовалась субботниками для отрицания почитания икон, мощей. Иисус Христос признавался не "сыном божьим", а простым пророком. Наряду с празднованием Субботы в быт субботников прочно вошел обряд обрезания, обычай называть детей еврейскими именами, некоторые пищевые запреты, например на свинину. В целом можно сказать, что субботников в иудаизме привлекали не сложные догматические установления, а прежде всего его ритуально-обрядовая сторона. Тем не менее субботники, в том числе и современные, считают себя последователями иудаизма, евреями по вере, хотя и не по крови.
Наибольшее распространение субботники получили во второй половине 18—19 веке. В 19 веке общины субботников существовали в 30 губерниях России (Тамбовской, Воронежской и других) и насчитывали 25—30 тысяч человек.
Царское правительство и Православная церковь жестоко преследовали субботников, стремясь пресечь их распространение репрессивными мерами, в частности путем выселения их в Закавказские губернии, в результате чего субботники появились в Армении, в Азербайджане. Особенно усилились репрессии против субботников в царствование Николая I (1825—1855). Как отмечает В. Д. Бонч-Бруевич, правительство Николая I считало субботников "наивреднейшей из всех сект" и преследовало всеми Способами, проявляя здесь не только борьбу за пресловутую "чистоту веры", но и самый отвратительный антисемитизм. Правительственные органы, стремясь дискредитировать субботников, предлагали "именовать субботников жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды".
Многие субботники в царской России занимались промыслами и торговлей, а зажиточный слой — ростовщичеством. Во второй половине 19 века наступает упадок субботничества. Идет рост других форм русского сектантства: молокан, духоборцев, а также протестантских организаций: баптистов, евангелистов, адвентистов. Общины субботников отгораживают себя от окружающего русского населения, замыкаются в своей среде, браки заключаются преимущественно с единоверцами.
После 1917 года основные общины субботников находились на территории Воронежской и Тамбовской областей. В Тамбовской области в 1915 году субботников насчитывалось 2300 человек (с. Рассказово, г. Моршанск, г. Козлов). В Воронежской губернии к 1917 году было 1300 субботников. Основные районы их распространения во второй половине 20 века: поселки Ильинка и Высокий Таловского района. Исследователи отмечают невысокий уровень религиозности субботников, плохое знание вероучения, истории секты ("Мы почитаем пятикнижие Моисеево", "У нас главное — 10 заповедей"). В то же время сохраняется почитание Субботы, совершается обрезание новорожденных мальчиков, соблюдаются пищевые запреты, например, в отношении свинины. В последние годы наблюдается тенденция эмиграции субботников как "евреев по вере" в Израиль, хотя этнически — они русские. Эта тенденция проявилась, например, в с. Ильинка Воронежской области.
Э. Г. Филимонов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 501-503.