Венера

Венера Ботичелли.

 

Венеры палеолита

ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТА, скульптуры, передающие мифологически обобщенный образ «женщины вообще» (о чем свидетельствует безликость большинства Венер палеолита). Историческая всеобщность этого сюжета документируется как длительностью его бытования (охватывая весь верхний палеолит, он особенно ярко выражен в культуре средней поры — примерно 25 000–20 000 лет назад), так и географической широтой находок (на территории СССР особенно значительные открытия были сделаны в Костенках и Гагарине на Дону, а также в Мальте, расположенной в Прибайкалье). После первых находок («головка» из Брассемпуи, 1894 год; …) эротико-эстетическое истолкование Венер палеолита особенно провоцировалось подчеркнутыми женскими признаками (утрированно массивный живот, ягодицы, грудь) многих статуэток...

Венера (Грейдина, Мельничук, 2007)

ВЕНЕРА — в римской мифологии богиня садов, плодов, красоты, любви; прародительница потомков Энея и покровительница римлян. Особую популярность Венера приобрела в I веке до н. э. Сулла считал, что Венера приносит ему счастье; Помпей посвятил ей храм как Победительнице; Цезарь рассматривал ее в качестве прародительницы Юлиев. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса — ее погибающего и воскресающего любовника. Соответствует греческой богине Афродите. Образ Венеры отражен на художественных полотнах С. Боттичелли, Тициана, П. Рубенса, А. ван Дейка.

Венера (Редис, 1993)

ВЕНЕРА. Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило «Очарование» или «красота» и связано с классическим латинским прилагательным «venustus» (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрике в Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 года до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, марс).