Стимул

Стимулирование

СТИМУЛИРОВАНИЕ — метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредованный через его мотивацию. Применяется в управлении наряду с прямым методом воздействия — через приказ, задание, когда результат достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение превышают его «затраты» на выполнение. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие.

Стимульный барьер

СТИМУЛЬНЫЙ БАРЬЕР (STIMULUS BARRIER). Введенное Фрейдом (1920) понятие, обозначающее “щит, укрывающий от стимулов” (Reizschutz) и оберегающий психический аппарат ребенка от особенно интенсивных внешних стимулов. Фрейд выдвинул постулат о том, что травматический невроз может быть обусловлен “пробоиной”, возникающей в предохранительном щите под воздействием достаточно сильного возбуждения. Позднее Фрейд предположил (1938), что этот щит представляет собой особое порождение Оно, действующее как посредник между Оно и внешним миром, то есть выступающее как предшественник Я.

Стимулы к труду

СТИМУЛЫ К ТРУДУ — формы, методы и средства привлечения людей к трудовой деятельности, повышения их трудовой активности. В доиндустриальную эпоху (аграрное общество) в основном использовались внеэкономические методы и способы принуждения к труду, связанные с использованием прямого насилия по отношению к непосредственному производителю (рабу, колону, крестьянину, мелкому ремесленнику и пр.).

Материальное стимулирование

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ - совокупность экономических форм и методов побуждения людей, основанных на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, получении дополнительного денежного вознаграждения, вещественных побудителей (подарков), других стимулов (предоставление услуг, например бесплатный проезд, выдача бесплатных или частично оплачиваемых путевок для отдыха и др.).

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 270.