Научение

Научение социальное

НАУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — термин введен бихевиористами; обозначает приобретение организмом новых форм реакций путем наблюдения за поведением других живых существ и подражания ему. Научение социальное объяснялось исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспериментально изучалось на животных. Позднее этот подход был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира».

Научение (Шапарь, 2009)

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных). Согласно одним теориям, у человека и животных существует единый механизм обучения (научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени...

Научение (Райзберг, 2012)

НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта — знаний, навыков, умений — определяется познавательными мотивами и целями, говорят об обучении как процессе передачи такого опыта. Выделяют ассоциативное научение, когда два события повторяются с небольшим интервалом и ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое, и инструментальное научение, которое осуществляется методами проб и ошибок и последовательных приближений.

Научение (Коджаспирова, 2001)

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.