Постмодернизм

Постмодернизм (Померанц, 2010)

ПОСТМОДЕРНИЗМ. В постмодернизме велика роль описательного плана, т. е. характеристики вновь возникшей реальности, и плана полемического, связанного с переоценкой ценностей мысли и культуры. Целостная реальность ускользает от слов и отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность. Подчеркиваются те черты электронной культуры, которые стирают различия между истиной и ложью. Реальность и фантазия сливаются в «виртуальной» действительности, как в «Диснейленде».

Постмодернизм (Петровская, 2010)

ПОСТМОДЕРНИЗМ – тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир, либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Такое переворачивание привычных – «модернистских» – представлений (отсюда и термин «постмодернизм») охватывает самые разные сферы культурной деятельности, и если в конце 1960-х годов постмодернизм ассоциируется по преимуществу с архитектурными экспериментами, основанными на новом образе пространства и стиля («классиками» постмодернистской архитектуры считаются Ч. Дженкс и Р. Вентури), то со временем этот термин получает более широкое хождение, распространяясь на все области общественной жизни...

Постмодернизм (Осипов, 2014)

ПОСТМОДЕРНИЗМ — одно из современных направлений в социологической теории. Впервые этот термин появился в архитектуре, а в конце 80-х гг. 20 века им стали пользоваться философы, политологи, экономисты и социологи. Создатели этого направления — французский теоретики Ж.-Ф. Лиотар и Ж. Бодрийяр. Понятие «постмодерн» характеризует особенности современного состояния развитых обществ в эпоху информатизационной и научно-технической революций. Лиотар полагал, что наиболее коренные социальные изменения происходят в сфере языка. Он ввел понятие «языковые игры».

Постмодернизм (Грицанов, 1998)

ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др.

Постмодернизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПОСТМОДЕРНИЗМ - обозначение эпохи, состояния сознания, типа культуры, философской парадигмы второй половины XX в. П. как этап развития общества, как «эпоха» связан с разрушением непримиримого социального противостояния, с падением идеологических, национальных, религиозных барьеров, с эпохой информационного общества, универсальных коммуникаций. Вместе с тем для П. характерна равнозначность всех сфер социальной жизнедеятельности (экономики, политики, права, культуры и пр.); отсутствие центрированности внутри этих сфер, плюрализм, либерализм, отказ от евроцентризма.

Постмодернизм (Кузнецов, 2007)

ПОСТМОДЕРНИЗМ - совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, психологии, истории, теологии и иных сфер современной культуры, связанных друг с другом лишь скептическим отношением к возможностям философии в создании стройной мировоззренческой картины, к существованию стандартов и канонов в искусстве и литературе. «Модернистские» установки, основанные на классических понятиях субъекта и объекта, абсолютной и относительной истины, на вере в роль науки в описании, объяснении и преобразовании действительности, с точки зрения П., не выдержали испытания временем, потому что наука и философия не смогли «справиться» с природой и обществом, не смогли выявить их законы. Как единое течение или направление в философии П. не существует. Чаще всего говорят о постмодернистском дискурсе или постмодернистской ситуации в философии и культуре. Как понятие утверждается в 1980-х гг. в работах Лиотара. Наиболее общими признаками П. являются: принципиальный отказ от возможности целостного описания реальности; критика классических стандартов философствования (классической рациональности); обоснование невозможности взаимопонимания между представителями различных философских концепций из-за отсутствия универсального смыслового поля и общего единого языка; практически полное, последовательное и сознательное разрушение категориального аппарата философии...